«Банки заинтересованы в работе с предприятиями-экспортерами»

По данным Росстата, удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 28%. О том, как поддержать предприятия-экспортеры, какова в этом процессе роль государства и финансовых институтов, „Ъ“ рассказала Виктория Назаренко, директор по работе с корпоративными клиентами Южного филиала Росбанка.

— Каковы основные факторы, которые сегодня стимулируют внешнеэкономическую активность российских предприятий?

— Внешнеэкономическая деятельность является живым организмом, который всегда будет подвержен влиянию как внутренней, так и внешней рыночной конъюнктуры. Для компаний, давно работающих на международных рынках, сейчас появляются новые возможности для укрепления позиций. Например, у зерновых трейдеров из нашего региона будет возможность реализовать свой потенциал благодаря прогнозируемому рекордному урожаю. На стороне экспортеров и относительное ослабление рубля, в связи с чем цены на многие товары стали более конкурентоспособными.

Мы видим хороший потенциал развития предприятий юга России для расширения внешнеэкономической деятельности. Наши компании успешно конкурируют на мировом рынке, в том числе и благодаря географическому расположению: близость к портам и к государственным границам России является безусловным преимуществом, которое отражается, прежде всего, на расходах по транспортировке грузов.

— Что сегодня делается на федеральном уровне для поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД)?

— С одной стороны, поддержке предприятий ВЭД государство уделяет достаточно внимания: созданы и функционируют специальные институты, такие как Российский экспортный центр, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк. Внесены также изменения и в законодательные акты, на всех уровнях транслируется поддержка отечественных экспортеров и импортеров. Теперь главное, чтобы это внимание вместе с финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки стало доступно малому и среднему бизнесу, так как именно этот сегмент нуждается в них больше всего. Экспортеры выражают надежду на сокращение сроков возврата НДС, ожидают снижения пошлин. Они также заинтересованы в более доступных тарифах на внутренний морской и железнодорожный транспорт. В нашем регионе особые надежды возлагаются на строительство Багаевского гидроузла, который продлит сроки навигации и позволит судам большей вместимости проходить по Дону.

— Какими формами поддержки чаще пользуются предприятия-экспортеры?

— Любая практическая поддержка будет, безусловно, востребована компаниями-экспортерами. У предприятий из сектора торговли зачастую возникают сложности с предоставлением залога при необходимости получения финансирования. Дополнительное обеспечение в виде гарантий специальных фондов или предоставление страхового покрытия со стороны специализированных институтов могли бы решить эту задачу. Вместе с тем подобный риск увеличивает стоимость привлекаемых ресурсов. И не всегда малый и средний бизнес готов к этому — ни к дополнительным процентам, ни к внушительному бумажному документообороту.

Конечно, многое зависит от государственной поддержки, доступности финансовых ресурсов, но не меньшую роль в этом играет и подготовка команды, ее опыт, желание использовать все возможности, которые уже давно применяются в международной практике.

— Какие возможности и инструменты есть у банков для финансовой поддержки экспортеров, и насколько они востребованы?

— Банки очень заинтересованы в сотрудничестве с клиентами-участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Серьезные крупные игроки банковского рынка готовы поддержать клиента на всех этапах исполнения его международного контракта, мы можем предоставить финансирование как в России, так и за рубежом для его компании-партнера. Экспортеры могут воспользоваться всеми видами гарантий, аккредитивов. Банки могут предложить валютно-обменные операции, валютный контроль, хеджирование валютных рисков. Клиенты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, получают выгодные тарифы на основе комплексного обслуживания. Ряд банков оказывает своим клиентам консультационную поддержку. Для нас важно информировать руководителей бизнеса о состоянии рынка, новых тенденциях, возможностях и решениях, предлагаемых банком для поддержки их деятельности в текущих экономических условиях.

Сегодня банки используют практически одинаковый набор финансовых инструментов, но качество, сроки, а главное — стоимость услуг могут существенно отличаться. Поэтому при выборе партнера для международных расчетов, я бы обратила внимание на уровень экспертизы и возможности банка, профессионализм его сотрудников, поскольку в итоге клиент общается с конкретным человеком, который на время сопровождения контракта становится частью его команды.

Лариса Никитина


СПРАВКА:

Объем экспорта сельхозпродукции и продовольствия ЮФО

1 полугодие 2015 г. — $1,7 млрд

1 полугодие 2016 г. — $2 млрд (+17,6%)

В основе экспорта данной категории товаров — злаки (1,1 млрд долл. США), жиры и масла (367,6 млн долл. США), остатки и отходы пищевой промышленности (127,1 млн долл. США), овощи (84,4 млн долл. США), масличные семена (64,6 млн долл. США), табак и табачные изделия (60,3 млн долл. США).

Источник: Южное таможенное управление
Вся лента