"Акрон" встанет на рельсы
Компания инвестирует 4,5 млрд рублей в строительство собственной железнодорожной ветки
АО "Северо-Западная Фосфорная Компания", входящее в химическую группу "Акрон" Вячеслава Кантора, приступает к строительству железнодорожной ветки общей длиной 37,7 км. Дорога свяжет площадку горно-обогатительного комбината на месторождении "Олений Ручей" в Мурманской области и станцию Айкувен. Инвестор планирует вложить в проект 4,5 млрд рублей. Эксперты считают решение компании построить свои собственные железнодорожные пути вполне обоснованным, так как это позволит уйти от более дорогостоящих автоперевозок апатитового концентрата и снизит себестоимость конечной продукции.
АО "Северо-Западная Фосфорная Компания" (СЗФК) начало строительство железнодорожной ветки от месторождения апатит-нефелиновых руд "Олений Ручей" в Мурманской области, где идет строительство и эксплуатация горно-обогатительного комбината (ГОК), до станции Айкувен (далее составы с апатитовым концентратом будут следовать по существующим путям до станции Титан). Как сообщили "Ъ" в компании, общий объем инвестиций в создание железной дороги равняется 4,5 млрд рублей. Длина железнодорожного полотна составит 37,7 км. Всего же с учетом маневровых и дополнительных тупиковых путей будет построено 50 км железной дороги. Также на станции Олений Ручей планируется возвести комплекс объектов для погрузки концентрата в вагоны: галереи с перегрузочным узлом и само здание погрузки с подводящими железнодорожными путями. Компания не планирует передавать новую ветку на баланс РЖД, а будет обслуживать ее самостоятельно.
Подрядчиками строительства железной дороги по итогам конкурса выбраны две компании: ООО "ПСК-Ремпуть" (Химки) и ООО "Трест-2" (Великий Новгород). Компании уже начали отсыпку железнодорожного полотна. СЗФК планирует запустить ветку в 2017 году.
"Акрон" является российской химической группой, 84,5% акций которой владеет миллиардер Вячеслав Кантор. Он также является президентом Европейского еврейского конгресса. Как ранее писал "Ъ" (26.04.2016), чистая прибыль компании по МСФО за 2015 год выросла в 2,4 раза, до 16,7 млрд рублей. Производство в первом квартале 2016 года снизилось на 1,4%, до 1,59 млн тонн. Основной причиной стала модернизация одного из заводов — "Хунжи-Акрон". В то же время выпуск продукции на российских предприятиях группы вырос на 7,2%, до 1,5 млн тонн. В целом выпуск минеральных удобрений остался на уровне прошлого года и составил 1,3 млн тонн.
В 2006 году СЗФК получила лицензию на разработку месторождения апатит-нефелиновой руды "Олений Ручей" в Мурманской области. Инвестиции в строительство ГОКа составят свыше $1 млрд: $900 млн уже освоено, а $250 млн еще будет инвестировано. Проект реализуется в два этапа. В декабре 2012 года введена первая очередь, которая вышла на полную мощность. Объем производства продукции по итогам 2015 года составил свыше 1,1 млн тонн апатитового концентрата. Более 90% продукции ГОКа реализовано на внутреннем рынке, в том числе предприятиям группы "Акрон". Сейчас строится вторая очередь, которая будет запущена в начале 2017 года. Ожидается, что общая мощность ГОКа к 2023 году составит 6 млн тонн руды в год.
По мнению экспертов, своя железнодорожная ветка позволит предприятию снизить себестоимость конечной продукции. Михаил Бурмистров, генеральный директор компании "Infoline-Аналитика", подтверждает расчетами утверждение, что использование автомобильных дорог для массовых перевозок апатитового концентрата экономически неэффективно: "Стоимость перевозки на тонно-километр автотранспортом составляет 4-5 рублей за тонно-километр, а с учетом стоимости перевалки с автотранспорта на железнодорожный — 8-9 рублей за тонно-километр. В случае использования составов-"вертушек" из думпкаров или полувагонов на закольцованном железнодорожном маршруте стоимость тонно-километра не превысит 1,5 рублей. Таким образом, даже без учета штрафов за разрушение дорожного полотна, окупаемость проекта будет достигнута менее чем за семь лет, а фактический срок окупаемости, учитывая ужесточение нормативных требований к автоперевозкам и рост их стоимости, составит около шести лет", — прокомментировал эксперт. По его оценкам, использование железнодорожного транспорта позволит обеспечить снижение себестоимости тонны концентрата примерно на 250 рублей за тонну, а также значительно повысит скорость отправки продукции за счет исключения перевалки с железнодорожного на автомобильный транспорт.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", добавляет, что железная дорога позволит перевозить большие объемы как самого сырья, так и прочих грузов, уменьшит нагрузку на окружающую среду, даст возможность быстрее ввести в строй ГОК и полнее использовать его возможности.