Gett тронулся
В Уфу пришел второй международный онлайн-сервис вызова такси
На рынок пассажирских перевозок в Уфу пришел второй по счету международный онлайн-сервис вызова такси — компания Gett. Сотрудничать с новым оператором, по его собственной информации, согласились примерно сто лицензированных таксистов, или около 1% занятых в этой отрасли в городе. В перспективе оператор рассчитывает занять половину рынка, где пока доминируют локальные игроки «Лидер» и «Мотор-сервис», а также федеральное «Такси Сатурн». По данным „Ъ“, приход игроков с серьезными финансовыми ресурсами заставляет местные компании ужесточать условия работы с водителями, например, запрещать совмещение деятельности в конкурирующих компаниях.
Компания Gett вчера официально объявила о начале работы на рынке такси в Уфе. Международный онлайн-оператор планировал сделать это еще 1 июня, но отложил старт проекта. Как объяснили вчера „Ъ“ в российском представительстве Gett, в то время оператор решил сосредоточить усилия на других городах. «С городами-миллионниками тогда решили повременить»,— сообщила представитель Gett в России Алена Балакирева. Помимо Уфы на этой неделе оператор, присутствовавший в восьми российских миллионниках, начал работать еще в шести, в том числе Казани, Челябинске и Перми. В неопределенной перспективе он намерен выйти в города с населением от 500 тыс. человек (в Башкирии кроме Уфы таких городов нет).
Компания сотрудничает с лицензированными водителями и с зимы, когда начался набор, заключила около 100 договоров с таксистами. Это примерно 1% от их общего количества в Уфе. В городе Gett намерен пока развивать такси класса «Эконом»: компания сотрудничает с владельцами иномарок не старше 10 лет, а также отечественных автомобилей семейства Lada Vesta и Xray. Стоимость вызова такси для Уфы установлена в 49 руб. В нее включено 2 км поездки, или 5 мин в пути. Тариф был разработан, ориентируясь на средний чек поездки в такси в городе, составляющий 130 руб., пояснила госпожа Балакирева. Одним из конкурентных преимуществ для пассажиров в Gett считают фиксированный тариф и отсутствие повышающих коэффициентов на поездку, например, вечером или в плохую погоду.
Водителям, как рассказал „Ъ“ директор ООО «Интегра», партнера Gett в Уфе, Артур Садыков, на первом этапе оператор субсидирует стоимость услуги. За каждую поездку компания доплачивает водителю бонусы в размере 135 руб., а кроме того устанавливает близкую к нулевой ставку отчислений компании и низкую — партнеру (средняя на рынке 15-20%). Аналогичную практику субсидирования поездок для таксистов применял в Уфе другой международный сервис доставки автомобилей — Uber (пришел в город в апреле). С приходом Uber стартовая цена посадки в такси в городе, как сообщал „Ъ“, снизилась примерно на 20%.
Ранее Gett заявлял федеральным СМИ о планах захватить 50% российского рынка по числу поездок.
Помимо Gett и Uber в Уфе работают и другие онлайн-сервисы такси, в том числе федеральный «Яндекс.Такси». Но основную долю рынка, по оценке самих его участников, около 80%, делят в городе федеральный оператор «Такси Сатурн» (также развивает онлайн-сервис TapTaxi) и локальные компании «Лидер» (Rutaxi) и «Мотор-сервис».
В миллионниках онлайн-операторы конкурируют за внимание не столько пассажиров, сколько водителей такси, отмечает руководитель группы компаний «Такси регион» (партнер сервиса «Яндекс. Такси» в Уфе») Вадим Есаулов. «Снижать цены на поездки уже некуда: в Уфе и так один из самых дешевых тарифов среди городов-миллионников. Мы, например, дарим водителям гаджеты или находим другие стимулы»,— отмечает он. Собеседник в компании «Я.Уфа такси», также сотрудничающей с «Яндекс. Такси» сообщил, что конкуренции c Gett в компании не боятся: «У нас разные целевые аудитории: у „Яндекса“ она более взрослая и платежеспособная, а Gett популярен у молодежи, которая предпочитает кататься по промокодам».
Один из водителей такси рассказал „Ъ“, что с началом экспансии международных сервисов, имеющих серьезный финансовый резерв для стимулирования водителей, локальные операторы такси не исключили возможного введения ограничений. «Например, предупредили, что запретят совмещать работу в этой службе с конкурирующей»,— отметил собеседник.
Эксперт в области такси, председатель общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус отметил, что онлайн-сервисы в первую очередь рассчитывают вместе потеснить на рынке локальных сильных игроков. «Опыт Москвы показывает, что местные компании держатся еще примерно полтора года, но дольше конкурировать по тарифам с тем же Gett не могут и переходят на агентскую работу за процент,— отмечает господин Швагерус.— Агрегаторы заходят на рынок агрессивно, роняя цену на поездку ниже себестоимости. В отличие от местных игроков у них есть возможности выплачивать водителю компенсацию. По этой же причине локальным компаниям не удается удержать водителей. Метод кнута — отключать от системы водителя, работающего на конкурента, не работает».