Смольный ответил "Трансстрою"
Власти Петербурга подали три иска к корпорации
Смольный подал три иска к корпорации "Трансстрой", экс-генподрядчику строительства "Зенит-Арены". Власти хотят юридически закрепить разрыв трех контрактов с компанией на общую сумму 24,5 млрд рублей, а также подтвердить обоснованность их одностороннего расторжения. В суде уже находится три иска "Трансстроя", который намерен оспорить расторжение контрактов с властями Петербурга и добиться зачета выполненных на объекте работ на 1,8 млрд рублей. Если суд удовлетворит иски Смольного, то победа "Трансстроя" по его собственным искам к комитету по строительству все равно не позволит корпорации продолжить подрядные работы, отмечают юристы.
Правительство Петербурга в лице комитета по строительству подало три иска к корпорации "Трансстрой". Они приняты к рассмотрению Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти 5 сентября. Два из них обращены к АО "Корпорация "Трансстрой"", а один — к ООО "Инжиниринговая корпорация "Инжтрансстрой-СПб"". Третьими лицами, согласно сайту суда, выступают ПАО "ВТБ 24", ОАО "Банк Москвы" и СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции". Дата предварительных слушаний пока не назначена. Отстаивать права Смольного в суде будут сторонние юристы — городские власти привлекли известную коллегию адвокатов Pen & Paper, которая специализируется на уголовном праве и сложных корпоративных конфликтах. В компании отметили, что работают на Смольный "за символическую плату", в большей степени этот проект репутационный.
Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил "Ъ", что иски Смольного к "Трансстрою" — "это обычная юридическая практика, ничего страшного в этом нет". Как пояснил "Ъ" Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, иски направлены "на юридическое подтверждение статуса расторгнутых ранее контрактов, а также обоснованности их одностороннего расторжения". Власти Петербурга еще в конце июля в одностороннем порядке разорвали три контракта с корпорацией "Трансстрой" на общую сумму 24,5 млрд рублей. Два из них касаются строительства самой "Зенит-Арены", а один связан с благоустройством прилегающей территории. Причиной чиновники называли некачественное выполнение работ и затягивание сроков сдачи объекта.
Ранее структуры корпорации "Трансстрой" подали три иска к комитету по строительству Петербурга с намерением оспорить в суде расторжение контрактов с властями Петербурга. Еще бывший генподрядчик хочет добиться зачета выполненных на объекте работ на 1,8 млрд рублей. Хотя в Смольном утверждают, что после приемки работы выполнены на сумму 550 млн рублей, и намерены вернуть в бюджет как минимум 3 млрд рублей аванса, которые покрываются банковской гарантией ВТБ. Также "Трансстрой" подал иски к ФАС России о признании незаконным решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Игорь Гущев, старший партнер юридической компании "Дювернуа Лигал", отмечает, что условия расторжения контракта заказчика с подрядной организацией, как правило, прописываются в самом договоре. При этом важны основания самого расторжения. "Заказчик в соответствии с ГК РФ в любое время может отказаться от договора подряда. В этом случае заказчик обязан компенсировать подрядчику убытки в виде разницы между ценой контракта и суммой, на которую выполнены работы этим подрядчиком. Если же договор расторгается по инициативе заказчика в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств, например, по срокам, то в данном случае никаких дополнительных выплат подрядчику законом не установлено", — прокомментировал господин Гущев.
Александра Петрова, старший юрист практики разрешения споров Rightmark Group, констатирует: "Поскольку корпорация "Трансстрой" в своих исках просит признать отказ от договора со стороны комитета по строительству недействительным, то, возможно, по мнению подрядчика, он не в полном объеме соответствовал условиям контракта. Действия комитета по строительству отчасти подтверждают данное предположение: последний подает иск с целью произвести расторжение контракта в судебном порядке, которое, исходя из общей логики гражданского законодательства, может иметь место при наступлении иных обстоятельств, по которым односторонний отказ невозможен. Таким образом, если суд удовлетворит иски Смольного о расторжении договора, победа корпорации "Трансстрой" по искам о признании одностороннего отказа комитета недействительным не повлияет на финальный результат и не позволит корпорации "Трансстрой" продолжить подрядные работы".
"Зенит-Арену" начали строить в 2008 году. За эти годы ее смета выросла с 6,7 до 43,8 млрд рублей. Сейчас готовность арены составляет 85%. Новым генеральным подрядчиком стройки является ОАО "Метрострой", которое контролируется Смольным. Сумма затрат на достройку стадиона и благоустройства прилегающей территории составляет 7,8 млрд рублей.