Исключительный диагноз
Минздрав просят пересмотреть список заболеваний, дающих основания для домашнего обучения
Председатель комитета Госдумы по делам семьи Ольга Епифанова обратилась в Минздрав с просьбой пересмотреть вступивший недавно в силу ведомственный приказ о перечне заболеваний, которые дают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) право получать домашние образование. Как отмечает депутат, из обновленного списка пропали несколько заболеваний, которые ранее давали право обучать детей с инвалидностью на дому, что уже вызвало недовольство многих родителей. По мнению госпожи Епифановой, сокращение списка может привести к тому, что возросшая финансовая нагрузка станет «непосильным бременем для большинства таких семей» и приведет к числу отказов от образования детей с инвалидностью.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова обратилась к министру здравоохранения России Веронике Скворцовой с просьбой пересмотреть вступивший в силу 4 сентября приказ ведомства, утверждающий список заболеваний, которые дают право ребенку с инвалидностью обучаться на дому. Список, содержащийся в приказе Минздрава от 30 июня 2016 года, не содержит разделов, связанных с ортопедией, нейрохирургией и болезнями позвоночника. «Учитывая, что ребенок-инвалид требует непрерывного лечения и ухода, возрастающая финансовая нагрузка может стать непосильным бременем для большинства таких семей, что может привести к росту числа отказов от образования детей-инвалидов»,— сообщается в обращении госпожи Епифановой.
Поводом для обращения Ольги Епифановой послужили многочисленные обращения родителей детей-инвалидов из Архангельской области, которым с 1 сентября отказали в обучении на дому, сославшись на обновленный Минздравом перечень заболеваний. По мнению госпожи Епифановой, Минздрав должен пересмотреть приказ, а также передать комиссиям с участием врачей, психологов и педагогов право решать вопрос о том, как именно учиться ребенку с ОВЗ — дома, в специализированном учреждении или в инклюзивно, в обычной школе. В комитете Госдумы по вопросам семьи “Ъ” подтвердили, что подобных обращений поступает довольно много, «раз эту проблему поднимает глава комитета», и приходят они из разных частей страны, однако «общей статистики» в комитете не ведут, поэтому затрудняются назвать все регионы, в которых родители столкнулись с этой проблемой.
Председатель центрального совета движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец напомнила, что «возможность детей с ограниченными возможностями обучаться с остальными детьми должна быть правом, а не обязанностью». По ее словам, даже когда дети в состоянии посещать оборудованную для инклюзивного образования школу, и у родителей и у детей должен быть выбор. В противном случае, «любое благое начинание, благодаря довольно жестким регламентам, может превратиться в свой антипод». Госпожа Волынец также отметила, что принудительное посещение общеобразовательной школы для детей с ОВЗ оборачивается как проблемами психологического характера у самих детей, так и проблемами с организацией в самих школах. В частности, она сообщила, что во многих случаях даже оборудованные школы при экспертном анализе оказываются не предназначенными для посещения детьми с ОВЗ.
В Минздраве “Ъ” обращение госпожи Епифановой комментировать отказались.
С 1 сентября в России вступил в силу федеральный образовательный стандарт, регламентирующий инклюзивное обучение детей с ОВЗ в начальной школе. Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявляла, что развитие инклюзивного образования останется в числе приоритетов ведомства, но специальные учебные заведения и другие возможности для обучения детей с ОВЗ также будут сохранены.
Какие новшества ждут систему образования в новом учебном году
Особенность российского образования в том, что самая консервативная во всем мире система у нас каждый год оказывается на пике перемен. В этом году кроме ранее запланированных изменений (введения госстандартов для дошкольников и инклюзивного образования) был преподнесен совсем неожиданный сюрприз — прямо перед 1 сентября поменяли министра образования и науки. Читайте подробнее