Мелкотратчатые
Партии и кандидаты Башкирии отчитались о расходах на выборы и раскрыли спонсоров
Избиркомы Башкирии опубликовали данные о фондах, из которых партии и кандидаты оплачивают агитацию на выборах в Госдуму РФ и горсовет Уфы. Бюджет самой дорогой федеральной кампании в регионе — «Единой России» — не превысит 35 млн рублей. Среди одномандатников, идущих в Госдуму, максимальные затраты готов понести бывший президент банка «Восток» Рафис Кадыров, собравший 8,7 млн рублей. У единороссов самая дорогая агитация и в горсовет Уфы — около 10 млн рублей. А из одномандатников – у Кирилла Бадикова (ЛДПР). Политологи говорят, что у участников выборов кроме официальных есть и другие бюджеты. Впрочем, по их мнению, эта избирательная кампания все равно стала одной из самых скучных за последние 16 лет.
Избирательные комиссии в Башкирии опубликовали отчеты о поступлении денег в фонды кандидатов и партий, из которых оплачивается агитация. Сведения о фондах партий опубликованы по состоянию на 6 сентября, одномандатников — на 30 августа. Часть неопубликованных данных „Ъ“ собрал самостоятельно, обзвонив территориальные комиссии.
Шесть партий, отчеты о фондах которых опубликованы, суммарно аккумулировали на выборы в Госдуму 44,5 млн руб., из которых около 80% собрала «Единая Россия». Спонсоры «Справедливой России» перечислили около 5 млн руб. «Партия роста» собрала 2,2 млн, ЛДПР — 1 млн, КПРФ и «Патриоты России» — 600 тыс. и 335 тыс. руб. соответственно.
Из одномандатников наибольшим финансовым ресурсом располагает бывший президент банка «Восток», а ныне президент ОАО «GTL» Рафис Кадыров («Родина»). Он собрал 8,7 млн руб. Лидеру «Гражданской платформы» Рифату Шайхутдинову спонсоры перечислили 8 млн руб., главе администрации Стерлитамака единороссу Алексею Изотову — 5,5 млн руб. В пятерку крупнейших вошли избирательные фонды экс-премьера Раиля Сарбаева («Справедливая Россия») — 4,6 млн руб. и его оппонента в округе единоросса Зарифа Байгускарова (4,5 млн руб.).
Источники пополнения фондов у кандидатов и партий раскрыты частично. Закон обязывает указывать спонсоров-предприятия, перечисливших более 25 тыс. руб., и физлиц, перечисливших более 20 тыс. руб. По опубликованным данным, избирательную кампанию Зарифа Байгускарова наполовину профинансировал Башкортостанский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития (учрежден в июне 2015 года, по данным kartoteka.ru, лидером регионального отделения «Единой России» Рамзилом Ишсариным, депутатом Госдумы Павлом Качкаевым, депутатом Курултая Николаем Самойленко, спикером Курултая Константином Толкачевым, а также Национальным фондом поддержки регионального сотрудничества и развития (Москва)). Этот же фонд сделал пожертвования в сумме не менее 2,5 млн руб. Алексею Изотову. Раиль Сарбаев получил 4,14 млн руб. от ООО «Арсенал» (установить участников общества не удалось из-за распространенности названия).
На выборах в горсовет Уфы самые большие финансовые ресурсы также получила «Единая Россия» — около 10 млн руб. Спонсорами партии стали ООО ИСК «Агидель-ИнвестСтрой», ООО «Прометей» и еще 12 предприятий, каждое из которых перечислило в среднем около 0,5 млн руб. ЛДПР на городскую кампанию собрала 2 млн руб., «Патриоты России» — 543 тыс., КПРФ — 313 тыс. руб.
Среди одномандатников, баллотирующихся в горсовет Уфы, только два кандидата собрали свыше 1 млн руб. Бюджет кампании главы ОАО «Уфимское городское агентство ипотечного кредитования» Кирилла Бадикова (ЛДПР) составляет 2,75 млн руб., директора ООО «ПСК №6» Олега Филиппова («Единая Россия») — 1,16 млн руб. Основным спонсором кампании господина Бадикова стало ООО «Госстрой-Девелопмент», принадлежащее членам его семьи, а также ООО «Башнафтатранс». Господину Филиппову помогло ООО «Лифтсервис» и ООО «Стройбетон-К». Замыкает тройку самых крупных избирательный фонд генерального директора «Уфаводоканала» Аскара Файзуллина, на счет которого поступило 625 тыс. руб., в том числе от ООО НПП «Уралтехпром», «Недра Башкортостана», ГК «СУ-10», «СМУ-2 «Эколог БСНС».
Политолог Аббас Галлямов отмечает, что размеры бюджетов, которые фигурируют в официальных отчетах партий и кандидатов, «не позволяют говорить об электоральной победе на выборах». «Скорее всего, это будет чисто административная история. Ставка сделана на то, что админресурс все правильно посчитает,— отмечает политолог. — На качественную, заметную кампанию траты должны быть как минимум в пять раз больше, а заявленных бюджетов недостаточно, даже чтобы оплатить работу приличной агитационной сети». Впрочем, отмечает господин Галлямов, «не исключено, что есть и теневые траты».
«Партии давно научились использовать дыры в законодательстве, чтобы не показывать всех трат на выборы, которые, конечно, значительно превышают официальные бюджеты, — отмечает политолог Сергей Маркелов.— Но та кампания, которую мы наблюдаем повсеместно сейчас, она, пожалуй, самая инерционная, скучная и грустная с точки зрения политического маркетинга за последние 16 лет. Бюджеты, которые показывают кандидаты, участвующие в федеральной кампании, — это бюджеты неплохой городской кампании на самом деле. Что мы имеем в итоге? У 70% избирателей отбито желание наблюдать за выборами и участвовать в них. Такие кампании не привлекают новых избирателей, а рассчитаны на 30% населения, которые традиционно интересуются выборами. Пожалуй, в этот раз процент будет еще ниже, даже явку „сушить“ не придется, чтобы обеспечить прогнозируемый результат».