«Сначала воспитание, потом образование»
Сельские учителя одобрили идеи главы Минобрнауки Ольги Васильевой
На прошедшем в Чебоксарах III Всероссийском съезде учителей сельских школ глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева еще раз подчеркнула приоритет воспитания над образованием и пообещала сохранить малокомплектные школы в сельской местности. Учителя приветствовали идею возвращения в школу трудового воспитания, а также новости о возможном закреплении базовой части зарплат, не зависящей от надбавок и премий, на уровне 70%.
На съезде сельских учителей в Чебоксарах глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева отметила, что «у сельских школ особая миссия». Она пообещала позаботиться о сохранении малокомплектных школ в сельской местности, часть которых была закрыта в последние годы в порядке оптимизации структуры образовательных учреждений. Сельские школы, считает министр, могут стать для жителей населенных пунктов, в которых они располагаются, и библиотекой, и медицинским кабинетом — это, в свою очередь, позволило бы школам стать объектом более щедрого межведомственного финансирования.
Особый акцент министр сделала на начальной школе. Обучение в ней должно, по мнению госпожи Васильевой, иметь базис, одинаковый для всех, а это значит, что будут продолжены усилия ведомства, направленные на унификацию школьной программы и учебных пособий: «400 учебников — это не учеба, учеба — это два-три базовых учебника»,— заключила она.
От образования Ольга Васильева перешла к воспитанию, которое, по ее мнению, не менее важно, чем простое освоение школьной программы по предметам: «Сначала — воспитание, а потом — образование»,— разъяснила министр и добавила, что намерена добиться ликвидации «допущенного в последние годы крена». Вдаваться в детали крена глава Минобрануки не стала, но поделилась соображениями о том, что можно сделать для усиления воспитательной составляющей в школе. Для этого, по ее мнению, должны быть обнародованы лучшие практики воспитания: «Очень много происходит хорошего, но только мы не знаем». Одна из главных задач школы сейчас, по мнению министра,— это «приучение ребят к труду», выработка у школьников «навыков работы».
Министерство намерено придерживаться практики ЕГЭ, но будет ее совершенствовать — в основном за счет сокращения количества тестовых заданий и увеличения количества заданий творческих, пообещала Ольга Васильева.
Учителя выступлением министра остались довольны: судя по их выступлениям с трибуны, особенно их тронуло стремление Ольги Васильевой вернуть в школу трудовое воспитание: «Давно уже мы хотели услышать то, что услышали»,— сказала, обернувшись к министру, директор Радищевской средней школы №2 (Ульяновская область) Светлана Стрелкова. Зал поддержал ее аплодисментами. «Я воспринимаю позицию Ольги Юрьевны по возвращению в школы трудового воспитания как свою,— подтвердила директор агротехнической школы из Якутии Изабелла Иванова.— Мы очень долго ждали, чтобы трудовое воспитание вернулось в школы».
Со своей стороны министр сообщила учителям, что практически «решен вопрос» закрепления базовой части зарплаты учителей «на уровне 70% общей суммы». Этот вопрос, как сообщал “Ъ”, обсуждался на всероссийском педсовете в августе, когда Дмитрий Медведев представил педагогам нового министра. Речь идет о закреплении части учительской зарплаты, не зависящей от муниципальных, региональных и других надбавок и стимулирующих выплат. По словам Ольги Васильевой, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже дал поручение о подготовке правовых актов «для выхода на 70% базовой зарплаты (это должно касаться всех учреждений образования) и 30% стимулирующих выплат».
В итоге делегаты проголосовали за заранее подготовленный проект резолюции съезда, а окончательный текст резолюции постановили подготовить в десятидневный срок, чтобы успеть внести в него все поступившие предложения. Зампредседателя комитета Госдумы РФ по образованию Алена Аршинова («Единая Россия») в беседе с “Ъ” отметила, что съезд очертил большой фронт работы по сельским школам и наличие множества проблем, которые придется решать в том числе и новому составу Госдумы РФ: «С этой точки зрения, не так уж и важно, представители каких конкретно политических партий придут в Госдуму РФ. Главное, чтобы проблемы решались и давались деньги на их решение».