Вторую лесную биржу откроют в Перми
Организаторы надеются, что она будет успешнее иркутской
Спустя два с половиной года после запуска биржевых торгов лесом в Иркутской области СПбМТСБ может открыть вторую торговую площадку в Пермском крае. Биржа, ФАС и власти региона уже определили «дорожную карту» и рассчитывают на более существенные объемы торгов. Но для этого придется найти новые формы продажи леса.
СПбМТСБ, ФАС РФ и правительство Пермского края утвердили «дорожную карту» организации биржевой торговли лесом в регионе. Пробные торги планируется провести до конца года. Для их организации СПбМТСБ может открыть представительство в Перми. Вчера стороны договорились о создании рабочей группы.
Сейчас в России действует только одна биржевая площадка по торгам древесиной — в Иркутской области. Она была запущена в июле 2014 года, в 2015 году продано около 400 тыс. кубометров (объем лесозаготовки в области — около 30 млн кубометров). До конца 2014 года планировалось продать через биржу примерно 1 млн кубометров, а в 2015 году — 5–6 млн кубометров. В целом годовое производство в РФ — около 200 млн кубометров леса.
Как пояснил „Ъ“ начальник управления регулирования ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин, Пермский край — удачный регион для второй площадки: он на 75–80% покрыт лесами и может давать около 18 млн кубометров в год. При этом в регионе есть крупные перерабатывающие мощности, такие как «Соликамскбумпром», которые заинтересованы в новой схеме закупки сырья. «Лесопромышленники понимают преимущества биржевой торговли как способ выхода на новые рынки, в том числе экспортные»,— отмечает чиновник. Он напомнил, что Госдума подготовила поправки к закону о биржевых торгах, допускающие к участию иностранцев, в этом могут быть заинтересованы Иран, Китай и европейские страны.
Организаторы рассчитывают, что месячные продажи в Перми в несколько раз превысят годовой объем в Иркутске. Как отметил глава управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Кудрявцев, биржевая торговля лесом позволяет добиться прозрачной цены товара, получить гарантии поставки и дает возможность выстраивать биржевые индикаторы. Вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов сообщил „Ъ“, что «сейчас не стоит вопрос, нужно ли открывать новую площадку в Перми, вопрос только в том, как быстро она будет развиваться». По его словам, иркутская программа по-прежнему имеет перспективы, но для ее развития важна поддержка администрации, которая обратила внимание на вопрос. Так что, говорит он, в перспективе предполагается масштабировать иркутский эксперимент. В то же время он признал, что рынок торговли лесоматериалами является «новым и достаточно сложным». Дмитрий Махонин отметил, что есть смысл развивать в крае и другие направления биржевой торговли — удобрения, нефтепродукты, нефтехимию и газ.
По словам господина Махонина, система биржевых продаж в Иркутской области, предполагающая продажу леса на складе продавца, будет доработана. «Мы будем рассматривать вариант виртуальных хабов, где может концентрироваться больше леса, чем на складах. Может быть вариант с организацией штабелей у дорог, чтобы было больше вариантов отгрузки»,— говорит он. В Иркутске лес продают в основном лесхозы, говорит чиновник, а в Перми — частный бизнес, что более надежно по организации поставок.
По словам господина Махонина, система биржевых продаж в Иркутской области, предполагающая продажу леса на складе продавца, будет доработана. «Мы будем рассматривать вариант виртуальных хабов, где может концентрироваться больше леса, чем на складах. Может быть вариант с организацией штабелей у дорог, чтобы было больше вариантов отгрузки»,— говорит он. В Иркутске лес продают в основном лесхозы, говорит чиновник, а в Перми — частный бизнес, что более надежно по организации поставок. Председатель пермской ТПП Марат Биматов отметил „Ъ“, что там заинтересованы, чтобы бизнес края мог продавать продукцию разными способами. «Нам важно, чтобы частные леса и леса, принадлежащие государству, могли быть проданы с помощью биржевых инструментов на прозрачной и понятной основе»,— отметил он, добавив, что иркутский эксперимент не говорит о больших объемах продаж, но второй опыт может быть успешнее.