Сердце тьмы
Немецкий проект Moderat выступил в клубе А2
Если говорить о формуле "два в одном", то Moderat — ее идеальная иллюстрация. В контексте немецкой электроники это оказывается своего рода супергруппа, состоящая из Герно Бронсерта и Себастьяна Шари (из проекта Modeselektor) и сольного проекта Саши Ринга Apparat. Объединив усилия, музыканты доросли до статуса если и не суперзвезд, то группы, неожиданно переросшей локальную сцену. Тонко сконструированные композиции и мастерски подстроенное под них визуальное решение на концертах в наши дни вынесли Moderat в безоговорочные лидеры европейской электроники. В клубе А2 МАКС ХАГЕН увидел больше, чем ожидал.
История Moderat — нечастый случай, когда, не заискивая перед коммерцией и массовостью, музыканты из довольно специфических сфер сумели рвануть к звездам. Слились и названия, и интересы участников "просто поиграть", и, само собой, музыка, где хитровыдуманная модерновая электроника Modeselktor сложилась с безошибочным мелодическим чутьем Apparat. Альбом "III", по идее, завершающий трилогию, начатую проектом в 2009 году, оказался неожиданным и, пожалуй, закономерным рывком к широкому слушателю. И если первый альбом записывался шесть-семь лет как параллельное занятие, то дальше паузы стали сокращаться, а музыка — становиться более доступной. Развлечения с саунд-дизайном и битами, подцепленными из экспериментального техно, IDM или трэпа, никуда не ушли, и в том, что касается электроники, Moderat так и держатся на передовой. В то же время, по словам музыкантов, материал "III" уже не столько собирался как конструктор из технических находок и студийных озарений, сколько ориентировался на песни и сочинялся соответственно. Кажется, публике только этого и нужно было. Если добавить к этому распространение предыдущего альбома инди-тяжеловесом лейбла Mute и, следовательно, большую засветку, новая работа уже уверенно попадала в цель. В нынешнем состоянии проект, кажется, способен объединить как поклонников, допустим, Aphex Twin или Джона Хопкинса, так и фанатов Radiohead электронного разлива и даже Depeche Mode. Будет в меру и игр с битами и звуками, и инди-гимнов. Так, выпущенный в апреле "III" попал на пятое место в немецком хит-параде, а на недавний "домашний" концерт Moderat в Берлине пришли 9000 зрителей. На выездах проект также собирает целые толпы на фестивалях Montreaux Jazz и Primavera.
В А2 посмотреть Moderat собралось около 2000 человек, что выглядело выдающимся результатом: артисты вроде не самые массовые, а прошлый концерт собрал публики раза в два меньше. Даже во время разогрева народ уже толпился в зале. Повод был: концерты в проходящем туре открывает Джошуа Юстис со своим проектом Telefon Tel-Aviv, так что знатоки получали буквально два интересных явления за один вечер. Музыкант, на счету которого были и ремиксы на песни Apparat, и участие в Nine Inch Nails, отыграл подобие ди-джей сета с вокалом. Музыка шла минусовой подкладкой, в которой на ходу доруливались отдельные партии.
С программой, где упор делается на песни, Саша Ринг закономерно оказался в центре сцены — что бы он ни говорил раньше про некоторый дискомфорт от вынужденной роли фронтмена. Решение, которое сами участники оправдывают, среди прочего, расстановкой аппаратуры — так удобнее дотягиваться до разных кнопок и инструментов — оказывается очень верным. Среди битов, звуков и частот, то ласкающих слух, то заставляющих трястись стены, Саша Ринг является не только голосом, но в чем-то душой и сердцем посреди всех технологий Moderat. Впрочем, меланхоличность и отстраненность скорее остаются музыке, а сами участники в паузах не упускают случая перекинуться шутками с аудиторией и между собой.
Свет и видео, созданные известной студией Pfadfinderei и сопровождающие выступление Moderat, сделали бы честь любой группе. Оставалось только дивиться способности дизайнеров подбрасывать здесь и там настроения песням и аудитории — временами буквально парой вовремя ударивших прожекторов и стробоскопов или трансформирующимися видеоабстракциями. Знаки и символы, подцепленные не то из алхимии, не то из научной фантастики, порталы, рассыпающиеся пикселями, крупные планы движущихся рук в композиции "New Error" или полотнища ткани, движущиеся в ритм в "Rusty Nails" — визуальный минимум у Moderat дает максимальный эффект. Решетка лазеров на песне "Eating Hooks" вдруг помещала сцену как бы в отдельное пространство, а непонятные ползущие по экрану зигзаги вырастали в синусоиды осциллятора. "Bad Kingdom", одна из самых известных песен, во время которой обычно показывают рисованный клип-комикс, на фоне всей остальной загадочности казалась даже несколько лобовой. В этой же песне случился трогательный и даже воодушевляющий момент, когда зал без всяких напоминаний и раскачки спел припев во время тихого проигрыша — такого у нас дожидалась не каждая группа.
Перед началом выступления немецкой электронной троицы зрителям сделали небольшое внушение с экрана: "Шоу Moderat задумано быть очень темным. Чтобы не нарушать атмосферу, пожалуйста, не используйте вспышку или подсветку..." Сразу вспоминался концерт двухлетней давности здесь же в А2. Тогда освещение в основном состояло из геометрически выстроенных белых прожекторов и прочей видеоаскезы, а сами музыканты большую часть концерта так и проводили во тьме. Пожестче, надо сказать, была и музыка. В этот раз Moderat все же вышли из тени — и очень эффективно.