Что за камера такая
Кто и зачем следит за московскими водителями
В Москве работает 1463 стационарные камеры, фиксирующие нарушения ПДД в автоматическом режиме. Самые распространенные модели — «Стрелка»», «Стрелка плюс», «Автоураган». Что это за устройства и каким образом формируются "письма счастья", разбирался “Ъ”.
«Стрелка-СТ»
Количество: 711
Особенности: Один из первых и самых массовых комплексов, используемых на дорогах Москвы и Московской области. Устанавливался в 2011–2015 годах. Имеют довольно узнаваемый вид: один-два квадратных железных бокса (в зависимости от назначения), один из которых — «доплеровский» радар, другой — камера с инфракрасным прожектором. Радар-детекторы «Стрелку» распознают.
Где установлены: основные вылетные магистрали Москвы, ТТК, выделенные полосы, МКАД, трассы в ТИНАО.
Курьезные случаи: известно несколько случаев, когда граждане стреляли в «Стрелки» из винтовок, автоматов, ружей, травматических пистолетов и даже арбалетов. В начале 2016 года в сети также обсуждался случай ложной идентификации ТС: нарушитель скоростного режима проезжал мимо другого автомобиля, в этот момент распознающая программа перепутала объекты и штраф пришел другому автовладельцу
Производитель: корпорация «Строй инвест проект»
Что известно о производителе комплекса: учредитель корпорации «Строй инвест проект» — Андрей Морозов. Компания (либо ее дочерние структуры) в последние годы часто выигрывали конкурсы на поставку комплексов для «Центра организации дорожного движения»: по итогам одного из последних тендеров компания установила 100 камер, в том числе, в Новой Москве и сдает их в аренду ЦОДД, сумма контракта — 586 млн руб.
Конкурсы на поверку и обслуживание «Стрелок» выигрывала компания «СМУ-155»: формально отношения к «Строй инвест проекту» не имеющая, но зарегистрированная в деревне Лешково Московской области, где находится завод по производству «Стрелок». Контракты на модернизацию программного обеспечения для стационарных «Стрелок» ЦОДД заключил с компанией «Импульс-М» — «дочкой» корпорации «Строй инвест проект».
«Стрелка Плюс»
Количество: 110
Особенности: новый комплекс, который стал появляться на дорогах Москвы с 2016 года. Отличается от версии «СТ» форм-фактором: продолговатый и узкий корпус, инфракрасные прожекторы крупные, располагаются по бокам. Есть модуль автоматической очистки стекла — «дворник» с омывателем. Радар-детекторы комплекс распознают в том случае, если используется радиолокационный способ измерения (опционально).
Где установлены: МКАД, трассы в ТИНАО, несколько таких комплексов можно увидеть в центре, например на Арбате.
Курьезные случаи: «Стрелки Плюс» стали известны благодаря скандалу со штрафами, которые были выписаны водителям летом 2016 года якобы за выезд на обочину (1,5 тыс. руб.). Однако оказалось, что ПО комплекса ошиблось, приняв тень и блик от фар за силуэт машины. Штрафы впоследствии были отменены, но у экспертов возник резонный вопрос, почему инспекторы ЦАФАП ГИБДД при отбраковке постановлений не увидели ошибку. ЦОДД и производитель комплексов отчитались позже о том, что исправили ошибку «софта» во всех комплексах данного вида.
Производитель: корпорация «Строй инвест проект», см. выше. Компания является владельцем этих комплексов и обслуживает их, «Центр организации дорожного движения» арендует приборы, получая от компании фотоматериалы
«Автоураган» (ВСМ и ВСМ2)
Количество: 642
Особенности: «Автоураганы» первого поколения (модель ВСМ) устанавливались в 2010–2013 годах. От «Стрелки» отличается методом замера скорости: по видео вычисляется траектория движения объекта (номера автомобиля). Особенность такого способа заключается в том, что при установке камеры должен быть очень точно определен угол обзора. Поскольку источника излучения нет, то традиционные радар-детекторы «Автоураган» не видят. Осенью 2016 года было установлено 500 «Автоураганов» второго поколения (ВСМ2).
Где установлен: Первое поколение используется, в основном на узких улицах Москвы, поскольку у«Автоураганов» для каждой полосы движения используется отдельная камера на каждую полосу контроля, то есть меньше охват по ширине. Второй вариант: установлено сразу 2-3 камеры, охватывающие всю ширину дорогу. Комплексы фиксируют такие виды нарушений, как выезд на автобусную полосу и обочину на МКАД, измерение скорости движения ТС, контроль въезда в пешеходные зоны. Второе поколение (ВСМ2) имеет более расширенный функционал, одной камерой может контролировать до 4 полос движения транспорта. Используются для контроля скоростного режима движения и проезда ТС по выделенным полосам для движения общественного транспорта.
Курьезные случаи: в конце июля 2016 года стало известно об интересном случае в Ульяновске: по материалам с «Автоурагана» был оштрафован водитель 14-местной «Газели» за скорость 233 км/ч, о чем писал “Ъ”. Штраф после поднятой шумихи был отменен, проверка показала, что камера долгое время не обслуживалась и в итоге сбился угол настройки, критичный для «Автоурагана».
Еще один случай произошел в Москве с комплексом на Кутузовском проспекте перед Минской улицей: весной-летом 2016 года водители стали получать штрафы за превышения, которых не было. Один из водителей сумел отменить штраф, обжаловав его в ГИБДД, представив распечатки с телематического модуля (установлен в машине), по которым была видна настоящая скорость. Позже были удовлетворены аналогичные заявления других граждан
В начале лета 2017 года многие водители стали замечать штрафы, которые стали приходить на почту по материалам с «Автоураганов», при этом манера вождения не менялась. Речь идет о скоростях 83-85 км\ч при показаниях спидометров в 77-79 км\ч (многие пользуются круиз-контролем) «Синие ведерки» собрали все жалобы, направили в ГИБДД, должна быть проведена проверка. Подробнее — здесь. «Синие ведерки» провели собственную проверку комплексов с помощью высокоточного прибора, она выявила один «врущий» «Автоураган» на Бережковской набережной. Столичные власти и производители ошибок не признали.
Производитель: ООО «Технологии распознавания». 500 «Автоураганов», установленные осенью 2016 года, город арендует у ООО «Алагер», субподрядчиком которой является «Технологии распознавания»
Что известно о производителе комплекса: гендиректор и совладелец ООО «Технологии распознавания» — Юрий Зарубин. Эта же компания является производителем мобильных комплексов «Паркрайт», используемых для фиксации нарушителей правил парковки. Дочерняя структура компании — ООО «Технологии распознавания Софт» в 2015–2016 годах выигрывала тендеры на «информационно-сервисное обслуживание» систем фотовидеофиксации. ООО «Алагер» до 2016 года в Москве не работала: 80% компании принадлежит 1С
Остальные комплексы (в режиме тестирования)
1) Система «Перекресток» (производитель «Элвис Неотек», Москва, компания создана при поддержке РОСНАНО): состоит сразу из нескольких камер, способна определять такие виды нарушений, как проезд на красный свет, невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходу, остановка за стоп-линией и другие.
2) Комплекс «Интегра» (производитель — консорциум «Интегра-С», Москва). Прибор способен определять более 20 видов нарушений ПДД, а также определять заторы и контролировать дорожные знаки.
3) Комплекс «Форсаж» (производитель — ООО «Иква»). Включает в себя две HD-камеры, способен фиксировать 11 видов правонарушений. в том числе отказ уступить дорогу пешеходам при переходе проезжей части по зебре. Один такой комплекс заработал в тестовом режиме в августе 2016 года на Нижегородской улице. У ряда экспертов появились вопросы к технологии фиксации, были направлены письма в ГИБДД, проведена проверка, но она ничего не показала. Штрафы с помощью «Форсажа» в настоящий момент рассылаются