Мост к энергетической независимости

В мае крымский энергомост заработал на полную мощность

Строительство одного из крупнейших энергообъектов — крымского энергомоста завершено в рекордно короткие сроки. Эксперты считают, что 800МВт, которые получит Крым и примерно 500 МВт, которые вырабатывают собственные генерации полуострова — достаточно для обеспечения региона даже в курортный сезон. Однако через три-четыре года перед Крымом снова может встать проблема энергодефицита.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Крым «вышел из сумрака»

11 мая 2016 года была включена четвертая — последняя — цепь крымского энергомоста. С вводом в действие ветки «Тамань — Камыш-Бурун» переток с материка на полуостров увеличился до 800 МВт. Вместе с собственной генерацией Крыма получается примерно 1270 МВт. Как отметил в ходе церемонии запуска четвертой нитки энергомоста в Крым во время телемоста с полуостровом президент РФ Владимир Путин, «этого достаточно для нормальной работы и даже немножко больше, чем требуется в регулярном режиме». Ожидается, что потребности полуострова в электроэнергии в курортный сезон будут на уровне 1100–1150 МВт.

Ростовская АЭС в Волгодонске будет давать полуострову энергию за счет собственных излишков. Выбор в ее пользу объясняется нынешней мощностью донской энергосистемы и большим потенциалом по ее наращиванию, в основном за счет нового энергоблока. По данным минэнерго Ростовской области, в 2015 году в регионе выработано почти 32 млрд кВт·ч электроэнергии. При этом потребление составило чуть меньше 18 млрд кВт·ч. Избыток генерирующих мощностей обусловлен главным образом наличием крупных объектов генерации: Новочеркасской ГРЭС и Ростовской АЭС (РоАЭС). После пуска четвертого энергоблока Ростовской АЭС станция должна обеспечить полную энергобезопасность юга России, включая Крым.

Пока мощность электроэнергии, которая летом 2016 года поступает в Крым по энергомосту, составляет 720 мегаватт, и этого, хоть и не с избытком, но хватает для энергообеспечения полуострова. Однако в перспективе энергопотребление должно вырасти за счет дальнейшего развития региона. Четвертый блок РоАЭС как раз сможет обеспечить растущие потребности полуострова.

Уникальный по срокам и технологиям

Генеральный директор компании «Рубеж-Ремстрой» (субподрядчик строительства) Александр Некрасов рассказывает, что проекты такого масштаба и в столь сжатые сроки в России реализуются впервые, крымский энергомост — сложнейший инфраструктурный объект, по многим параметрам не имеющий аналогов в отечественной энергетике. «В России проекты, аналогичные строительству крымского энергомоста, еще не реализовывались. Тем не менее Единая энергетическая система нашей страны включает в себя несколько крупных линий электропередачи, которые по уникальности и мощности находятся почти наравне с крымским энергомостом, — комментирует Сергей Огороднов, председатель совета директоров компании Voltaware. — К таким проектам можно отнести три высоковольтных ЛЭП между Россией и Китаем: „Амурская-Хэйхэ”, „Благовещенская-Айгунь” и „Благовещенск-Хэйхэ”».

Самый сложный этап строительства был скрыт под водой. Шестьдесят километров кабеля проложили по дну Керченского пролива. Однако, опыт российских энергетиков позволил выполнить эту задачу.

Министр энергетики России Александр Новак рассказывает, что суммарная протяженность подводных кабельных линий составила более 230 км.

Подводный опыт

«Первый подводный силовой кабель положили еще в 1918 году — через Неву вручную зимой протянули около 500 м кабеля, положив его в специально прорубленную для этих целей полынью. В 1931 году кабельная линия 35 кВ была проложена к Кронштадту. Через Ладожское озеро в 1942 году был протянут и энергомост в блокадный Ленинград — 10 кВ, 23 км под водой», — рассказывает Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. Причем все пять ниток кабеля, проложенные по дну Ладожского озера, были недосягаемы для фашистских артиллерии и авиации. Благодаря подводному энергомосту стало возможным возобновить производство на заводах Ленинграда, обеспечить трамвайное движение в городе и даже дать свет в квартиры, поэтому его называли «кабелем жизни».
Последний из примеров подводного энергоснабжения— строительство кабельного перехода, который соединил остров Русский на Дальнем Востоке с материковой частью страны. «Кабель 220 кВ был проложен по дну пролива Босфор Восточный, длина морского участка составила около 2,2 км. Проект был реализована в 2011 году», — комментирует Иван Андриевский.


Материалы и кадры

В Центре инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы (ЦИУС ЕЭС) (генеральный подрядчик строительства) отмечают, что к качеству и надежности оборудования, использованного при строительстве энергомоста, предъявлялись повышенные требования. Большая его часть, а также применяемые на объектах энергомоста программные комплексы — отечественного производства. Это позволило сократить сроки и обеспечить безопасность поставок.

Однако кабель для прокладки под водой пришлось закупать за границей. «Учитывая, что электроэнергия в нашей стране поставляется преимущественно по воздушным линиям электропередачи, даже подземные кабели выпускаются отечественными производителями не более чем на 110 кВт. Поэтому при прокладке подводного электрокабеля через Керченский пролив пришлось воспользоваться импортной продукцией», — поясняет Сергей Огороднов. Высоковольтный подводный кабель в мире производят всего несколько компаний. Это связано с тем, что подводные кабельные переходы такой мощности и большой протяженности делаются в мире очень редко. На Западе основные поставщики подводного кабеля — Prysmian (совместный проект Nokia и Pirelli), Nexans (Франция), General Cable (США). В условиях санкций они свою продукцию для Крыма поставлять не могли. Поставщиком кабеля выступила китайская компания Jiangsu Hengtong HV Power System System. Стоит отметить, что планово в таких масштабах завод продукцию не выпускал, производство было увеличено специально для прокладки энергомоста через Керченский пролив. Прокладку кабеля осуществило китайское судно-кабелеукладчик JIAN JI 3001.

В ЦИУС ЕЭС подчеркивают, что с учетом комплексного характера проекта и необходимости его интеграции в Единую национальную электрическую сеть к решению задачи был привлечен широкий круг специалистов Федеральной сетевой компании ЕЭС. Кроме того, непосредственно в прокладке кабеля по дну пролива принимали участие более 60 китайских специалистов.

Владислав Быханов, партнер хедхантинговой компании Cornerstone считает, что строительство энергомоста и электростанций в рамках проекта дает уникальную возможность подготовки и повышения квалификации необходимых стране кадров. «Проект “Крымский энергомост” широко обсуждается в профессиональных кругах, эксперты рынка труда тоже не остались в стороне. По сути, кадровый вопрос встал очень остро. В России специалистов (энергетиков, инженеров, строителей), которые могут спланировать и контролировать такое масштабное строительство, мало. Для российских специалистов участие в подобном строительстве становится, во-первых, отличной строчкой в резюме, во-вторых, это уникальная возможность перенять опыт и технологии, повысить профессионализм», — поясняет эксперт.

Новые возможности, новые задачи

Запуск четвертой линии энергомоста решает основную задачу — сделать российский Крым независимым от украинских поставщиков. «Вряд ли после реализации крымского энергомоста встанет проблема энергообеспечения полуострова. Фактически сегодня проект энергоснабжения реализуется в форс-мажорных обстоятельствах — у региона не осталось источников энергоснабжения. В дальнейшем рост энергопотребления будет контролируемым и прогнозируемым», — констатирует Иван Андриевский.

Борис Городилов, руководитель аналитического отдела компании Conomy, отмечает, что очередной этап проекта — строительство двух ТЭС общей мощностью 940 МВт планируется завершить к 2018 году, ввод этих станций должен удовлетворить потребности промышленных предприятий и создать возможности для развития территории. «Достаточно сложно оценить, на какой срок хватит мощностей, запланированных проектом, во многом все зависит от интенсивности развития промышленности и темпов роста пикового потребления. Тем не менее в среднесрочной перспективе объем доступной мощности должен быть достаточным для развития территории», — уверен аналитик. Пока можно рассчитывать на то, что проект обеспечит определенный запас на будущее примерно в 400–500 МВт.

По расчетам экспертов, в 2018 году в Крыму (при плановой реализации государственной программы развития региона) будет наблюдаться рост промышленного производства. Вырастет население Крыма и увеличится поток туристов. Максимальное пиковое потребление электроэнергии также будет расти. Даже сейчас, когда в Крыму в разгаре туристический сезон, наряду с энергомостом и собственными стационарными мощностями на полуострове приходится задействовать десять мобильных газотурбинных электростанций.

По оценкам министра топлива и энергетики Республики Крым Светланы Бородулиной, к 2020 году потребление электроэнергии на полуострове может вырасти до 2600 МВт. Соответственно, не только строящиеся сегодня мощности будут необходимы и востребованы, но и возникнут новые задачи.

Сергей Огороднов говорит, что уже сегодня заказы крымских промышленных предприятий растут, на заводах увеличивается энергопотребление. «Чтобы обеспечить эффективность поставок на Крымский полуостров, следует обратить внимание, насколько рационально потребители расходуют электроэнергию. Вопрос об эффективном энергопотреблении актуален не только в Крыму, но и по всей России», — уверен эксперт.

Иван Демидов


СПРАВКА: Государственным заказчиком строительства энергомоста «Российская Федерация — полуостров Крым» является Минэнерго России, получателем средств в рамках ФЦП — ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, генеральным подрядчиком — АО «ЦИУС ЕЭС» (дочернее общество ПАО «ФСК ЕЭС»). Проект энергомоста включает строительство нескольких линий электропередачи, которые связывают Ростовскую АЭС с основными районами Крыма. В частности, возведены четыре высоковольтные линии в Крыму и две ЛЭП в Ростовской области и Краснодарском крае (Ростовская-Андреевская — Вышестеблиевская и Вышестеблиевская — Кафа). Общая длина построенных ЛЭП — 1149,4 км. Один из участков энергосистемы представляет собой подводный кабельный переход по дну Керченского пролива: четыре цепи по 220 киловольт. Каждая из цепей состоит из четырех кабелей (три рабочих и один резервный), длиной по 13,5 километров. Общая протяженность подводных кабельных линий — более 230 километров. Прокладка осуществлена с помощью китайского субподрядчика.
По словам главы Республики Крым Сергея Аксенова, в 2015 году на реализацию проекта предполагалось направить 14 млрд руб. Общая стоимость строительства составляет 47,3 млрд руб. Окончательная реализация проекта (она будет включать в себя в том числе, строительство новых электростанций) запланирована к концу 2020 года.

Вся лента