«Мортон»: скандал с градозащитниками и дружба с Федором Конюховым
Чем запомнится Александр Ручьев в девелопменте
Основатель «Мортона» Александр Ручьев решил уйти из девелопмента и продал с партнерами весь бизнес совладельцу группы ПИК Сергею Гордееву. “Ъ” постарался запомнить резонансные истории, связанные с компанией, которая входит в десятку крупных застройщиков Подмосковья.
Клубничные поля
Один из самых громких скандалов разгорелся после того, как в 2014 году «Мортон» заявил о проекте комплексной застройки «Мортон-Град» в Ильинском-Усове (10 км от МКАД по Новорижскому шоссе). Проект был рассчитан на десять лет. На 215 га на месте бывших клубничных полей девелопер собирался построить целый микрорайон: 3 млн кв. м с парком, торговым, офисным и многофункциональным центрами, парковкой и социальной инфраструктурой. Общий объем инвестиций оценивался в 100 млрд руб. Тогда совладелец компании Александр Ручьев говорил, что будет расширять выезд на Новорижское шоссе. А для тех, кто не за рулем, предполагалось создать надземную транспортную систему «Стрела», которая должна была соединить Ильинское-Усово со станцией метро «Мякинино».
Проблемы начались на этапе публичных слушаний. Против строительства активно протестовал глава подмосковного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов — по его словам, «Мортон» собирался построить почти город на 60 тыс. жителей, вплотную к усадьбе Архангельское, в заповедной зоне. В девелоперской компании утверждают, что заповедной зоны на территории строительства нет, а усадьба находится в отдалении — в 3,5 км. Протест господина Соседова помог: областные власти отправили проект на доработку, которая заняла почти год. Позже в своем аккаунте в Facebook Евгений Соседов сообщал, что стал получать предупреждения быть осторожнее.
Скандал привел к тому, что проект был изменен — почти в два раза снижена этажность, общая площадь строительства жилья уменьшена с 1,7 млн до 1,5 млн кв. м.
Грязные реки
В Балашихе «Мортон» обвиняли в причастности к экологической катастрофе на реке Пехорка. Компания построила очистные сооружения в квартале Акатово Балашихи, но местный активист Борис Горюнов утверждал, что вода сливается в реку грязной. По его словам, проект очистных сооружений не прошел обязательную экологическую экспертизу, общественные слушания, а земля под очистными сооружениями находится в жилой зоне, где расположены памятники истории и культуры федерального и регионального значения. Проблемы были и с березовой рощей, которую компания собиралась срубить в рамках застройки. Рощу отстояли, но муниципалитету пришлось вернуть «Мортону» 60 млн руб.
Спорный госпиталь
В Москве «Мортон» разбирался с конфликтом, возникшим в связи со сносом кирпичного здания (более 6 тыс. кв. м) на Красноказарменной улице. Градозащитники утверждали, что во время Первой мировой войны в здании располагался госпиталь для солдат. Также на этой территории была домовая Никольская церковь. Ранее “Ъ” сообщал, что департамент культурного наследия Москвы объявил о государственной охране здания.
Этот участок (8,8 га) в Лефортово «Мортон» купил в 2013 году. «Заявку на охрану всего комплекса подали за месяц до того, как “Мортон” начал его разрушать»,— рассказывала муниципальный депутат Александра Андреева. Александр Ручьев тогда собирался в суде оспаривать обвинения госпожи Андреевой, настаивая, что у компании есть документы, подтверждающие, что здание не является памятником культуры, не представляет никакой исторической ценности и не входит в реестры объектов культурного наследия, а постановление о его сносе, по его словам, было вынесено еще в 2005 году. Реализация проекта продолжается.
Кругосветное путешествие
В 2016 году «Мортон» реализовал свой крупнейший пиар-проект — отправил в кругосветное путешествие на воздушном шаре известного путешественника Федора Конюхова. До его полета в мировой истории кругосветных полетов на шаре было 28 неудачных попыток и два успешных путешествия.
Полет Федора Конюхова (34,7 тыс. км) длился 11 дней 5 часов 31 минуту. Путешественник установил рекорд скорости кругосветного перелета на воздушном шаре, сообщал ТАСС. Предыдущими результатами были: 40 тыс. км за 19 дней 21 час и 55 минут (1999 год, пилоты Бертран Пикар и Брайан Джонсон) и 13 дней 8 часов и 33 минуты (полет совершил Стив Фоссит по маршруту, похожему на тот, что проделал Федор Конюхов).