Новые модели встряхнули авторынок
Впервые за полтора года в Петербурге зафиксирован рост производства машин
Производство трех петербургских автомобильных заводов: Hyundai, Nissan и Toyota — по итогам восьми месяцев 2016 года составило 174 400 легковых машин, что на 10% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Однако показатели августа удивили участников рынка Петербурга: по итогам одного месяца местный автопром выпустил на 14% машин больше, чем в августе прошлого года, впервые показав рост за последние 16 месяцев. В "Auto-Dealer-СПб" считают, что данная тенденция связана со стартом производства новых моделей, сразу заинтересовавших покупателей: Creta на заводе Hyundai и RAV4 — у Toyota. Аналитики называют рост производства автомобилей в августе кратковременным и пока не усматривают в этом какой-либо тенденции.
В январе — августе 2016 года петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили 174 400 легковых автомобилей, что на 10% меньше показателя за аналогичный период прошлого года, отметили в "Auto-Dealer-СПб". По данным аналитического агентства, в августе автомобильные предприятия города выпустили 28 400 машин, что на 14% больше, чем в августе 2015 года. Таким образом, впервые с апреля 2015 года в Петербурге зафиксирован рост производства автомобилей по итогам одного месяца. В "Auto-Dealer-СПб" отметили, что такой успешный показатель был достигнут, когда не все заводы работали полный месяц. Например, у Nissan летние каникулы завершились 7 августа, а рабочие Toyota отдыхали две первые недели прошлого месяца.
"Рост обусловлен стартом производства сразу двух моделей: Creta на заводе Hyundai (стартовал 1 августа) и RAV4 на Toyota (производство началось 22 августа). Уровень спроса на Creta, который был показан в августе, а также популярность RAV4 в нынешней рыночной ситуации могут позволить петербургским предприятиям выпускать более 30 тыс. автомобилей ежемесячно", — прокомментировал генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. По его словам, уже по итогам августа Hyundai Creta стала самым популярным кроссовером в России: в стране было реализовано 3479 машин этой модели.
Всего в августе на автозаводах Петербурга выпускалось девять моделей автомобилей: Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio.
Михаил Чаплыгин отметил, что за счет успешного августа существенно выросла доля Петербурга по отношению к общероссийскому объему производства. По итогам января — августа она составила 24,8% (для сравнения, в январе — июле она равнялась 23,9%), а в августе она и вовсе достигла 31,2%. В итоге в топ-25 наиболее продаваемых автомобилей в России теперь присутствует шесть моделей, производящихся в Петербурге: помимо Hyundai Solaris (лидера российского авторынка), Kia Rio (второй по популярности иномарки), Toyota Camry, Nissan Qashqai и Nissan X-Trail, теперь в этом перечне и Toyota RAV4.
Одновременно, по информации "Auto-Dealer-СПб", тенденций на рост продаж автомобилей в Петербурге пока не наблюдается. Напротив, эксперты отмечают падение продаж в пределах 5%.
По данным аналитического агентства "Автостат", по итогам восьми месяцев 2016 года в Петербурге наибольшим спросом пользовались такие марки автомобилей, как KIA (всего за анализируемый период было продано на 4% больше этих машин, чем в прошлом году), Hyundai (рост 23,3%), Lada (на 29,6% больше), Renault (рост 8,5%), Volkswagen (на 15,8% выше).
Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade, отмечает, что всплеск производства автомобилей в августе 2016 года малопоказателен и пока не говорит ни о какой тенденции, тем более что по итогам восьми месяцев наблюдается общее сокращение производства на 10%. По его словам, на авторынке сейчас превалирует тренд на куплю-продажу подержанных авто. Новые автомобили хорошо покупаются при приемлемых условиях кредитования и общем тренде, связанном с улучшением общего благосостояния. "С учетом бюджетных проблем и планов правительства по увеличению налогов не стоит ожидать активного роста спроса на новые автомобили. Хотя свою роль могут сыграть различные маркетинговые акции производителей и банков, но устойчивый рост спроса они не обеспечат", — заключил эксперт.
Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", также считает, что рост производства автомобилей в августе — это, скорее, временный всплеск. По его словам, в настоящее время в рейтинге 50 крупнейших региональных авторынков Петербург занимает третью строчку: за январь — август 2016 продажи новых легковых автомобилей выросли на 1,9% и составили 53,2 тыс. штук. "Для сравнения: Москва и Московская область, крупнейшие в стране рынки новых легковых авто, по итогам восьми месяцев упали на 6,2% и на 7,8% соответственно. Совокупный объем рынка новых легковых автомобилей в России за этот период составил 780,2 тыс. единиц, показав падение на 8,4% к аналогичному периоду прошлого года (851,6 тыс. штук)", — проанализировал господин Исаков.
По его словам, текущая конъюнктура позволит рынку Петербурга сохранить по итогам года уровень продаж 2015 года. "Проблема роста продаж новых авто заключается не только в снижающейся покупательской способности населения и дорогом кредитовании — девальвация рубля и повышение стоимости новых автомобилей в 2015-2016 вызвали заметное смещение спроса в сторону вторичного рынка. Согласно нашему базовому сценарию, в 2016 году объем рынка новых автомобилей в 2016 году может упасть на 10%, до уровня 1,35-1,4 млн штук", — заключил Вадим Исаков.