«Звонок во время прямой линии стал последней каплей»
Владимир Путин намерен лично следить за качеством дорог в России
И вновь — ручное управление. Ремонт дорог в регионах теперь под контролем у главы государства. Тему обсудили на президентском совете по стратегическим проектам. Является ли это гарантией выполнения поручений в субъектах страны, разбиралась Наталия Боева.
Власти обращали свое внимание на тему дорог за последний год неоднократно. В начале был рейтинг качества дорог Общероссийского народного фронта. Тогда самым худшим регионом в списке стал Ульяновск, где невозможно было найти улицу без ям и рытвин. А лучшим субъектом — Тюмень. Затем была прямая линия с президентом, где всем запомнился звонок по Skype из Омска, когда девушка Екатерина поделилась проблемами всего региона.
По данным источника «Коммерсантъ FM» в Минтрансе, звонок стал последней каплей. На Заседании президентского Совета по приоритетным проектам в среду Владимир Путин поручил уже к 2018 году привести не менее половины территориальных дорог к нормативному состоянию, а к 25-му — довести показатель до 85%. Ни у одного из экспертов, опрошенных радиостанцией, сомнений в реалистичности этих планов нет.
Деньги в регионах на эти цели есть, просто зачастую они расходуются на другие цели. Например, в прошлом году региональные дорожные фонды получили внеплановые 75 млрд руб., но потратили эти деньги не на дорожное строительство, а на другие цели. Поэтому президентский тезис о «жестком контроле, чтобы средства в регионах не потерялись» не следует связывать с воровством, пояснил президент Ассоциации дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов.
«Это не коррупция. Очень сложная финансовая ситуация, растет социальная напряженность, и эти деньги с дорог они кидают на социальные нужды, то есть это не воровство. Коррупция у нас везде присутствует, везде подворовывают, президент имел в виду эти отвлечения», — отметил Скворцов.
Согласно новому проекту, на ремонт в крупных агломерациях — городах-миллионниках и их спутниках — дополнительно перевели более 10 млрд руб., собранные при помощи системы «Платон». Еще один краеугольный камень — качество. Так, президент поручил ускорить принятие стандартов для строительства дорог по новым технологиям.
При этом за последнее время Россия шагнула далеко вперед в области госстандартов. Да и материалы у нас имеются: например, за последние пять лет применение битумных вяжущих в асфальтобетонных покрытиях, которые улучшают дорогу с точки зрения образования трещин и колеи, выросло более чем в семь раз. Основные проблемы при их внедрении — в нехватке квалифицированных кадров на местах и согласовании с Главгосэкспертизой. Это как замкнутый круг: новое нельзя применять пока не разрешено, а не разрешено, пока — новое, пояснил завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Николай Быстров.
«Необходимо существенно усилить работу по повышению квалификации. Сегодня очень часто внедрение нового сопряжено с риском для заказчика, относительно позиции главы экспертизы по поводу того, что в проектной документации может быть только то, что уже наличествует в государственных документах. И это — слабое место в общей системе государственного управления строительными работами, без решения которых принципиального ускорения быть просто не может», — уверен Быстров
Кстати, на ремонт дорог в двух столицах пока дополнительно средств не планируется. Их качество и так на хорошем уровне.
Согласно данным ОНФ, худшие дороги в стране — в Махачкале, Чите, Якутске, Ульяновске и Петропавловск-Камчатском. А лучшие — в Тюмени, Саранске и Белгороде.