«Постоянно происходит „точечная настройка“ законодательства о саморегулировании»
В июле были приняты поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся участия строительных компаний в саморегулируемых организациях. Руководитель СРО «Союз „Строители Ростовской области“» Алексей Костин в интервью „Ъ“ рассказал о влиянии поправок на стройиндустрию и ситуации на строительном рынке региона.
— В свое время было много дискуссий по поводу создания института СРО. По вашему мнению, за время существования СРО им уже удалось доказать свою ценность для представителей стройиндустрии?
— Саморегулируемые организации пришли на смену государственному лицензированию 1 января 2009 года. Основная цель появления подобной структуры — дебюрократизация строительного рынка, ослабление контроля над ним государственных структур. На смену государственному контролю пришел взаимный контроль партнеров СРО. Кроме того, объединение участников строительного рынка в рамках одной структуры позволило совместно решать актуальные для отрасли вопросы.
На мой взгляд, пока рано говорить о том, как повлияло создание СРО на российский строительный рынок в глобальном масштабе. Но положительные моменты, безусловно, есть. Рынок практически очистился от фирм-однодневок, которых зачастую интересовала лишь сиюминутная прибыль. Достаточно жесткие критерии отбора в СРО, наличие компенсационного фонда и обязательное страхование членов СРО сыграли важную роль в повышении качества работы участников СРО. Есть и еще одно преимущество: членство в СРО открывает доступ к наиболее выгодным тендерам и большим государственным заказам. И это, кстати, может стать для компании хорошим стимулом для вступления в СРО.
В целом, на мой взгляд, сегодня можно с уверенностью сказать, что саморегулирование стало неотъемлемой частью строительной отрасли. Результаты работы системы саморегулирования — более 120 тыс. строительных фирм, объединенных в 270 СРО в девяти федеральных округах, Москве и Санкт-Петербурге. Создан Единый реестр действующих членов СРО. В стране вводится более 80 млн кв. м жилья ежегодно. Вместе с тем постоянно идет «точечная настройка» законодательства о саморегулировании. Это позволяет совершенствовать институт СРО, в том числе влияя и на развитие строительной отрасли в России.
— В каком направлении сейчас меняется законодательная база по СРО?
— В июле этого года были утверждены изменения в Градостроительный кодекс РФ, при этом большинство поправок и дополнений касается именно деятельности СРО. В частности, с 1 июня 2017 года для строительных СРО будут отменены свидетельства о допуске к работам. Членство в СРО необходимо только организациям, осуществляющим строительство на основании договора строительного подряда, застройщикам, самостоятельно осуществляющим строительство, а также техническим заказчикам. При этом не требуется членство в СРО субподрядным организациям, генподрядным организациям при стоимости объекта капитального строительства до 3 млн руб., осуществляющим индивидуальное жилищное строительство, а также всем государственным предприятиям.
Еще одно важное изменение — возможность создания в СРО двух компенсационных фондов. Один, как и прежде, создается для возмещения вреда, и перечислять средства в него обязаны все члены СРО. Второй компенсационный фонд служит для обеспечения договорных обязательств, этот фонд создается для тех членов СРО, которые работают по договорам с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Вводится также важный принцип регионализации для строительных СРО. Это означает, что строительные организации, зарегистрированные на территории субъекта РФ, должны являться членами СРО, зарегистрированной в том же регионе. Запрещается иметь филиалы за пределами своего региона. В срок до 1 июля 2017 года всем СРО необходимо привести в соответствие устав, требования, стандарты и все внутренние документы, а также подтвердить статус СРО в Ростехнадзоре. Саморегулируемые организации, имеющие на 1 октября 2017 года филиалы за пределами своего региона, членов из других регионов, или не подтвердившие свой статус, исключаются Ростехнадзором РФ из госреестра СРО или ликвидируются.
Кроме того, согласно новым требованиям законодательства, устанавливаются минимальные требования к руководителям и специалистам, выполняющим работы по организации строительства. Сведения о таких специалистах заносятся Национальным объединением в реестр.
— Какое воздействие эти поправки могут оказать на рынок?
— Сейчас участники рынка и экспертное сообщество обсуждают влияние этих изменений на строительную индустрию, возможные плюсы и минусы. Например, среди рисков можно отметить положение, согласно которому в СРО обязаны вступать только генподрядчики. Но при этом малый и средний бизнес, то есть фирмы, которые обычно работают по субподряду, может пострадать из-за того, что с небольшими строительными компаниями будут отказываться заключать договоры в связи с отсутствием членства в СРО. В итоге выживут только крупные компании, работающие на бюджетных объектах.
— Может ли СРО каким-либо образом лоббировать интересы застройщиков на региональном или федеральном уровне?
— В полномочия саморегулирования не входят функции лоббирования интересов застройщиков. Саморегулируемые организации выполнят только те функции, которыми их наделило государство — это, прежде всего, контроль за деятельностью членов СРО по исполнению их членами регламентов и правил саморегулируемой организации.
— Существует ли какая-либо конкуренция между различными СРО, есть ли задача постоянно наращивать число участников?
— Между СРО не существует какой-либо конкуренции. Например, в союз «Строители Ростовской области» изначально входили и продолжают оставаться действующими членами крупные строительные фирмы города Ростова-на-Дону и Ростовской области. В настоящий момент действующими членами СРО являются 174 организации. Для подтверждения статуса саморегулируемой организации, в соответствии с действующим законодательством, количество членов должно быть более 100. Поэтому вопрос о необходимости наращивать число членов СРО остро не стоит.
— Каким образом, согласно закону, могут использоваться средства компенсационного фонда, ведь во многих СРО аккумулируются достаточно крупные средства? Есть ли возможность в сложной экономической ситуации направлять эти средства, к примеру, на поддержку участников стройиндустрии?
— Компенсационный фонд СРО создан для одной цели — возможности компенсировать вред, причиненный действиями или бездействием членов СРО в случае наступления солидарной ответственности саморегулируемой организации. Согласно закону, средства фонда не могут быть направлены на иные цели, в том числе на поддержку строительных компаний. Есть только несколько исключений, предусмотренных законом, таких как возврат ошибочно перечисленных средств или размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера.
Сейчас денежные средства компенсационного фонда находятся на депозитных счетах кредитной организации, проценты от размещения этих средств с целью их приращения также поступают в компенсационный фонд.
— Стройиндустрия в настоящий момент находится в сложной ситуации. Каковы, по вашим наблюдениям, настроения участников, которые входят в СРО?
— Действительно, в настоящее время строительная отрасль переживает не самые лучшие времена. Снизилась покупательская способность населения, банки отказываются кредитовать как строительные компании, так и покупателей, так как велика зона риска. Все это сказывается на строительных организациях: падают объемы строительства, сказывается недостаток денежных средств. Для сравнения, в 2008 году в городе Ростове-на-Дону на рынке жилья работало 75 организаций, сейчас — всего 30. Мое личное мнение — необходимо поддерживать малый и средний бизнес, который сможет предпринять все меры для того, чтобы строительство, как и ранее, было и осталось локомотивом экономики.
— Помимо руководства СРО вы также являетесь руководителем строительной компании «Славяне», сейчас реализуете строительные проекты в разных регионах: в Ростовской области, Краснодарском крае, на Ставрополье. Какова специфика работы в различных регионах?
— Никакой особенной специфики в работе по регионам не существует, так как все строительство регламентируется законодательством Российской Федерации. Небольшие отличия есть, но только из-за того, как региональная или муниципальная власти взаимодействуют со строительными организациями (с точки зрения создания административных преград). В настоящее время активность населения по приобретению жилья уменьшилась, это связано с экономической нестабильностью в стране, понижением уровня платежеспособности населения. Тем не менее жилье в регионах строится и продается, строительные компании предоставляют покупателям рассрочку по приобретению, взаимодействуют с банками с целью быстрого получения кредитов на покупку, разрабатывают иные программы с целью увеличения объемов продаж жилья.
— Сейчас на юге России работают несколько крупных федеральных строительных холдингов, приходят и новые крупные игроки. Какую нишу могут занять региональные компании? В чем их самое главное преимущество?
— Преимущество региональных компаний в том, что они изначально были созданы в конкретном регионе, знают все особенности региона, специфику экономики, быстрее ориентируются в каких-либо изменениях на уровне своего региона. Они могут осуществлять свою деятельность на давно изученном ими рынке работ и услуг. Региональными компаниями также давно изучено региональное законодательство по разным отраслям, поэтому они быстрее найдут «общий язык» с различными государственными органами, что позволит им в более короткие сроки преодолевать административные барьеры (если они существуют).
Кроме того, в региональных компаниях преимущественно трудятся работники, проживающие там же, то есть работников не нужно обеспечивать жильем в отличие от «пришедших» в другой регион компаний. Зачастую такие компании привлекают работников из других регионов и даже стран, им приходится обеспечивать таких работников жильем, что в свою очередь влечет удорожание объекта строительства.
Когда власть будет помогать региональным организациям или хотя бы не мешать им, когда строительное законодательство не будет меняться ежегодно, тогда малые и средние предприятия Ростова и области смогут показать свой потенциал и занять соответствующую нишу на рынке строительства. Работы по преобразованию нашего города и области на всех хватит.