Flash в бак
ГК планирует построить в регионе сеть автоматических АЗС
Как стало известно „Ъ“, ростовская ГК Flash инвестирует от 260 до 360 млн руб. в строительство 20 малоформатных автоматических АЗС в донском регионе. Две таких АЗС уже работают в Таганроге. По мнению экспертов, у проекта хороший потенциал, поскольку в городах сложно развивать заправки традиционного формата из-за плотной застройки. К рискам они относят низкую техническую грамотность населения и отсутствие сопутствующих услуг в виде магазинов и кафе.
ГК Flash, контролируемая Алексеем Фроловым, планирует построить пять автоматических АЗС (ААЗС) в Ростовской области до конца текущего года и 15 — в следующем году. Об этом „Ъ“ сообщили два информированных источника, знакомых с ходом реализации проекта. Две подобные заправки компания уже открыла летом в Таганроге под брендом Flash. «Объем инвестиций в заправку с одной колонкой составляет 13 млн руб., с двумя — 18 млн руб. Насколько мне известно, Flash делает ставку на более низкую цену топлива за счет отсутствия затрат на зарплату сотрудникам, невысокой стоимости аренды участка, поскольку для ААЗС требуется гораздо меньшая площадь земли, чем для традиционных. Компания использует топливо российских вертикально интегрированных нефтяных компаний»,— говорит источник „Ъ“. Чиновник из минпрома Ростовской области сказал „Ъ“, что данный проект Flash называется «Социальная АЗС» и всего в него компания рассчитывает вложить около 1,26 млрд руб. Информацией, в какие именно сроки будут осуществляться вложения, он не располагает. В ГК Flash не ответили на запрос „Ъ“.
Директор филиала «БКС Премьер» в Ростове-на-Дону Руслан Хисматуллин полагает, что у проекта Flash неплохой потенциал. «ААЗС лучше всего „приживаются“ в условиях крупных мегаполисов, где плотная застройка не позволяет сделать заправку традиционного формата. Несмотря на то что ростовский рынок АЗС достаточно насыщенный и конкурентный, количество автомобилей, а с ними и потребление бензина, постепенно растет. Поэтому новые игроки еще могут найти место на этом рынке»,— считает он. Срок окупаемости АЗС Flash эксперт оценивает в один год.
Среди недостатков таких заправок господин Хисматуллин выделяет отсутствие предоставляемых сопутствующих услуг. Он отмечает, что из-за полной автоматизации такая АЗС не может быть мультисервисной точкой с кафе, магазином и др., в то время как для многих водителей их наличие является решающей причиной сделать остановку в пути. «Сопутствующие сервисы приносят владельцам „традиционных“ заправок до 50–60% выручки. Кроме того, многие потребители, особенно старше 40 лет, довольно консервативны, и по-прежнему „на Вы“ с высокими технологиями. Слабая техническая грамотность может стать для них препятствием при оформлении покупки через терминал, а необходимость все делать самостоятельно, в том числе вставлять пистолет в бак, может расцениваться клиентом как определенное неудобство»,— отмечает эксперт.
По оценке «Роснефти», емкость розничного рынка топлива в Ростовской области превышает 0,7 млн т. «Уровень конкуренции на региональном рынке достаточно высокий, с большой плотностью размещения АЗС на основных региональных автодорогах и в крупных населенных пунктах. Доля автоматических АЗС на розничном рынке Ростовской области несущественна и не оказывает заметного влияния на уровень конкурентного окружения»,— отмечают в пресс-службе «Роснефти». В Ростовской области у холдинга действует 111 АЗС, автоматических АЗС нет. В компании заявляют, что проводят «регулярную работу по оценке экономической эффективности данного направления».
АЗС «Газпромнефти» в Ростовской области не представлены, об этом „Ъ“ сказали в пресс-службе компании. Тем не менее, по словам представителя пресс-службы, «компания считает регион перспективным и рассматривает варианты развития сети АЗС на территории области в среднесрочной перспективе». В пресс-службе Shell вчера не ответили на вопросы „Ъ“. Ранее ее представитель говорил, что в Ростовской области у компании действует 19 АЗС, у 18 из которых есть магазин и кафе.
По данным «СПАРК-Интерфакс», Алексей Фролов является совладельцем ООО ТД «Альфа-трейд», специализирующегося на розничной торговле моторным топливом с оборотом 65,57 млрд руб. в 2014 году. Ранее компания развивала сети АЗС «Газпром» по России. Сейчас данное ООО находится в стадии ликвидации. Алексей Фролов также выступает учредителем ООО «Флэш энерджи» по оптовой торговле твердым топливом.