Октябрьский завод поставил на вагоны
Компания запустила новое производство в Петербурге за 1,5 млрд рублей
ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (ОЭВРЗ, совместное предприятие группы "Трансмашхолдинг" и французской Alstom) после нескольких переносов запустило новый производственный комплекс в Петербурге. Предприятие состоит из двух корпусов и рассчитано на выпуск около 200 вагонов метро и трамваев в год. Объем инвестиций в реализацию проекта составил 1,5 млрд рублей. Как уверяют в ОЭВРЗ, собираемые здесь вагоны на 90% будут состоять из российских комплектующих, а полностью локализовать производство планируется к концу 2017 года. В компании подтвердили, что после запуска нового предприятия намерены продать часть территории завода под коммерческую застройку, но земля может быть выставлена на торги не раньше следующего года. Ранее "Ъ" сообщал, что могут быть проданы около 20 га на улице Седова, 45.
Площадь нового комплекса ОЭВРЗ составляет 15 тыс. кв. м. Здесь будут выпускать широкий спектр пассажирского подвижного состава — например, новые вагоны метро с асинхронным тяговым двигателем, позволяющим экономить до 30% по сравнению с эксплуатируемыми сейчас, и трамваи. По словам Бориса Богатырева, генерального директора ОЭВРЗ, инвестиции в проект составили 1,5 млрд рублей. Новое производство состоит из сборочного корпуса и цеха для испытаний и пусконаладочных работ.
ОЭВРЗ насчитывает 190 лет со своего основания. Завод выполняет все виды ремонта и модернизации пассажирских вагонов и электропоездов, капитальный ремонт и строительство вагонов метрополитена и трамвайных вагонов, рельсовых автобусов. Предприятие занимает в Петербурге 42 га на улице Седова, 45. С 2014 года сборка вагонов осуществляется совместно с другим предприятием, входящим в "Трансмашхолдинг", — ОАО "Метровагонмаш", расположенным в Москве. По данным "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru), выручка компании по итогам 2015 года составила 3,317 млрд рублей, чистая прибыль — 225 тыс. рублей.
Портфель заказов компании в основном сформирован за счет ремонта подвижного состава для РЖД, московского и петербургского метрополитена. Например, в августе 2015 года ОЭВРЗ обошел своего прямого конкурента — ОАО "Вагонмаш" (совместное предприятие Кировского завода и чешской Skoda Transportation) — и выиграл конкурс на поставку 20 составов метро для ГУП "Петербургский метрополитен" за 10,5 млрд рублей. Компания должна поставить вагоны до 2020 года. Раньше говорилось, что завод задерживает поставку вагонов по этому контракту, но, как сообщил "Ъ" Борис Богатырев, "сейчас компания вошла в график". ОЭВРЗ также победил в одном из последних крупных конкурсов на 13,4 млрд рублей ГУП "Петербургский метрополитен" и должен поставить 162 вагона метро до апреля 2018 года. Все 27 составов с асинхронным тяговым двигателем будут эксплуатироваться на Невско-Василеостровской (третьей) ветке метро, подвижной состав которой обновляется к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Борис Богатырев уточнил, что с учетом последних заключенных контрактов предприятие загружено на 90%, поэтому мощности для новых заказов еще есть. В частности, ОЭВРЗ планирует поучаствовать в новом конкурсе на поставку 40 новых вагонов для ГУП "Петербургский метрополитен", начальник которого Владимир Гарюгин говорит, что он вскоре будет объявлен. Генеральный директор ЗАО "Трансмашхолдинг" Кирилл Липа добавил, что компания не исключает выход со своей продукций и на рынок Финляндии.
Как отмечают в ОЭВРЗ, открытие новых корпусов стало возможным "благодаря работе по реструктуризации завода, с высвобождением неэффективно эксплуатируемых площадей, концентрации производства". Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 15.02.2016), после запуска нового предприятия в ОЭВРЗ намерены продать часть территории завода под коммерческую застройку — ранее речь шла о реализации на торгах около 20 га на улице Седова, 45. "Мы рассматриваем вопрос о продаже земли, так как с вводом нового производственного комплекса освобождается часть заводской площади. В этом году точно не будем продавать, скорее всего — в следующем. Пока решаем, сколько гектаров будет реализовано", — уточнил Борис Богатырев.
Как ранее отмечали эксперты — собеседники "Ъ", помимо коммерческой функции данный участок вполне можно использовать и под строительство жилья — нужно только подвергнуть участок редевелопменту, тогда строительство жилья эконом-класса здесь будет экономически оправданным.