Спустя несколько лет после введения встречных санкций можно констатировать, что от ввода продуктового эмбарго РФ особенно пострадали те европейские поставщики аграрной продукции, которые имели наиболее тесные контакты с нашей страной. Сложившаяся политическая и экономическая ситуация отразилась и на торговом обороте с Францией — третьим по значимости европейским партнером России. Сокращения коснулись торговых связей в различных отраслях и, конечно, в сельском хозяйстве. Однако французский бизнес ищет и находит новые ниши, свободные от ограничений. О перспективных направлениях в АПК и запуске кампании, позиционирующей Францию как страну инноваций, Ъ-Юг рассказал новый глава представительства по торговле и инвестициям посольства Франции в РФ (Business France Russie) Пьеррик Боннар.
Глава представительства по торговле и инвестициям посольства Франции в РФ Пьеррик Боннар.
— 1 сентября вы возглавили представительство по торговле и инвестициям посольства Франции в России (Business France Russie). Почему выбрали нашу страну?
— Впервые я посетил Россию в 1991 году и потом в течение 25 лет часто бывал здесь в командировках. Меня связывают с Россией и культурные, и личные воспоминания, мне здесь комфортно. А это важно при выборе страны! В мои задачи входит развитие французских предприятий на зарубежных рынках. Когда речь заходит о смене страны, то, конечно, в первую очередь обращаю внимание на те страны, с которыми уже сотрудничаем, и те, у кого есть большой потенциал. В России мы можем сделать завтра намного больше, чем сегодня. Считаю, что у французского бизнеса здесь огромные перспективы для развития.
— Какие задачи перед вами стоят?
— У меня три ключевые задачи. Во-первых, это изменение в общественном мнении россиян имиджа Франции как страны люксового потребления и фэшн-индустрии. Нужно отходить от этого стереотипа и рассматривать Францию как страну высоких технологий и научных разработок, которые позволяют выпускать отличные самолеты, поезда, оборудование для атомной энергетики и т. д. Французское правительство нас поддерживает в этом. В 2015 году в России при участии Business France запущены две кампании. Первая — Creative France — направлена на формирование общественного мнения об инновационном потенциале нашей страны, потому что креативность — это характеристика, которая раскрывает суть Франции. Вторая инициатива — French Tech — призвана поддержать развитие французских стартапов, малых и средних предприятий в области высоких технологий, а также повысить привлекательность Франции в глазах иностранных инвесторов. В рамках этого проекта в Москве создан французский инновационный хаб.
Кроме того, сегодня существует дополнительная инициатива French Tech Ticket, целью которой является привлечение международных талантов, в том числе российских, во Францию. Российские команды могут приехать в нашу страну, где им предоставляется стипендия €40 тыс. на каждое предприятие и размещение в одном из лучших французских бизнес-инкубаторов в течение года. В 2015 году порядка 60 российских стартапов подали заявки на участие в French Tech Ticket, три из них стали лауреатами, а один — Polywed — уже открывает собственный офис в Париже.
Вторая задача — это наша традиционная деятельность, которая заключается в поддержке небольших французских предприятий при выходе в российские регионы, в том числе на юг России.
В-третьих, это стимулирование российских инвестиций во Францию. Отмечу, что большая часть иностранных инвестиций в нашей стране приходится на область R&D (научных разработок) и промышленность. Мы готовы оказывать всяческое содействие российским инвесторам, которые хотели бы развивать бизнес во Франции.
— В свою очередь очевидный интерес России — привлечь иностранных инвесторов. В ЮФО локализовались такие французские бренды, как Maisadour Semences, Bonduelle, Soufflet. Каким еще французским компаниям интересны южные регионы?
— За последние пять лет нами организовано более десяти бизнес-миссий на юг России, и франко-российское сотрудничество складывается здесь плодотворно. Традиционно под эгидой Business France компании участвуют в выставке «ЮГАГРО» в Краснодарском крае. В этом году в рамках этой выставки 24 ноября мы планируем провести семинар под названием «День Франции» на «ЮГАГРО», чтобы позволить всем нашим участникам рассказать о себе и привлечь внимание посетителей к французскому павильону.
До 2014 года мы также участвовали с коллективными стендами в специализированной выставке «Винорус.Винотех». Впоследствии те компании, которые с нашей помощью вышли на рынок, стали абсолютно самостоятельными и перестали нуждаться в наших услугах.
В 2015–2016 годах Business France проводил Дни французских вин и спиртных напитков в Ростове-на-Дону и Фестиваль летних вин в Сочи, где наших виноделов ждал теплый прием. Отмечу, что многие винодельческие компании юга России приглашают для консультаций французских специалистов (шампанистов, технологов и т. д.) Мы сотрудничаем с русским винным домом «Абрау-Дюрсо», представители которого традиционно закупают французское оборудование. Кстати, в «Абрау» на постоянной основе работает французский шампанист, который составляет замечательные новые линейки игристых вин.
Два года подряд Business France совместно с русским винным домом «Абрау-Дюрсо» проводит Дни французского ландшафтного дизайна. Франция известна на весь мир своими садами — как историческими, так и современными. Поэтому в прошлом году в «Абрау-Дюрсо» провели однодневный семинар с участием шести французских компаний (представителей розоводческих питомников и питомников других декоративных культур, производителей оборудования, ландшафтных архитекторов и т. д.). В этом году в нашем мероприятии приняло участие восемь предприятий, многие из которых получили предзаказы. Французская компания Meilland — розоводческий питомник, который очень давно и активно работает на российском рынке,— минимум раз в год проводит важное для селекционеров событие — «крестины» розы. Многим сортам были даны «русские» имена: «Антон Чехов», «Победа», «Морозовская», «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», «Томичка», «Чайковский». В следующем году Meilland окрестит розу французского происхождения по названию красивого места на юге России — «Абрау-Дюрсо».
Если возвращаться к сельскому хозяйству, то представители животноводческих предприятий сейчас активно интересуются российским рынком, не ограничиваясь только южными регионами. KBS-Genetic, Coopex и другие французские компании поставляют в регионы племенное поголовье скота. В прошлом ноябре Business France сопровождал в Мичуринск, Москву и Краснодар интересную миссию по научно-технологическому сотрудничеству. В составе этой делегации были компании, представляющие два кластера — Vegepolys (растениеводство) и Terralia (питомниководство). В Vegepolys занимаются производством здоровых и экологичных растений, в Terralia — выращиванием плодоовощной продукции, виноградарством, переработкой фруктов, овощей и т. д. Так, например, французский производитель биостимуляторов для растений Arysta LifeScience нашел покупателей на Кубани. Сейчас мы готовим повторный приезд в Краснодарский край компании Star Export, специализирующейся на производстве и экспорте саженцев (привитых сеянцев фруктовых деревьев) и подвоев.
— Как вы уже отметили, одним из успешных проектов Business France является проведение торговых миссий в регионы, когда французский бизнес встречается с представителями деловых кругов, политиками и специалистами в регионах России. Вы планируете самостоятельно или в составе делегаций лично познакомиться с российским бизнесом?
— Как такового плана нет, но есть методика. Когда я приехал в Россию, то попросил своих коллег из различных секторов — от индустрии моды и здравоохранения до АПК — отметить для меня приоритетные регионы развития франко-российских деловых отношений. Исходя из этой шкалы приоритетов я составлю график своих командировок, не просто для того чтобы посмотреть регион, а чтобы понять, какое конкретное сотрудничество можно предложить. Business France переходит в более активную фазу: мы едем в российские регионы, встречаемся с профессионалами и после обсуждений предлагаем то, что, на наш взгляд, им нужно. С этой точки зрения сотрудничество с южными регионами приоритетно для нас. Во-первых, они похожи по климату на юг Франции; во-вторых, они удобны в плане логистики. Для все большего количества французских компаний эти преимущества становятся очевидными, поэтому здесь появляется все больше успешных примеров франко-российского сотрудничества.