Производство ПИТ переоборудуют под склад
Heineken закрывает пивоварню в Калининграде
Heineken прекращает производство пива на своей площадке в Калининграде, мощность которой составляла 1 млн гектолитров — в последние годы предприятие было загружено менее чем на 20%. Часть помещений завода "Компания ПИТ" будет использоваться в качестве складов. На пивном рынке в России продолжается уже многолетнее падение, которое породило тенденцию к закрытию многих пивных заводов. За последние семь лет было закрыто 11 заводов: к примеру, AB InBev закрыл пять производств, Anadolu Efes — два, "Балтика" — тоже два завода.
О том, что калининградский филиал "Объединенных Пивоварен Хейнекен" — "Компания Пит" — прекратит с 1 января 2017 года выпуск пива, концерн объявил вчера. Объемы, производимые в Калининграде, будут перераспределены на другие предприятия компании.
В Heineken говорят, что за последние восемь лет размер рынка пива падал, что привело к значительной недозагрузке производственных мощностей как в целом по отрасли, так и на калининградской пивоварне. "Основной причиной такого падения стало усиливающееся давление нормативной среды, а именно семикратный рост акциза по сравнению с 2008 годом, запрет малых форм торговли, резкое ограничение рекламы, введение ЕГАИС. Ожидается, что наибольшее негативное влияние на размер рынка пива окажет ограничение на выпуск продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литров, которое вступит в силу с 1 января 2017 года. В результате данного давления цены неуклонно росли, в то время как реальные доходы населения и потребительская уверенность сокращались, что привело к значительному снижению потребления", — отмечают в компании.
По данным пресс-службы Heineken, мощность завода в Калининграде составляет более 1 млн гектолитров, но при этом предприятие в последние годы было загружено менее чем на 20%. Объем выпуска "Компании ПИТ" занимал всего несколько процентов от общего объема пива, выпускаемого концерном Heineken на территории РФ, однако, как подчеркивают в пресс-службе компании, завод платил сотни миллионов рублей в виде налогов в региональный бюджет. На пивоварне выпускались как местные исторические марки — Koenigsberg, Ostmark, так и общенациональные марки компании — "Охота" и "Три медведя".
У пивного концерна Heineken — восемь пивоварен в России, считая калининградский завод, в Петербурге находится одна из них. В портфель брендов компании входят "Охота", "Бочкарев", ПИТ, "Жигулевское", Heineken, Amstel, Edelweiss, Desperados, Krusovice, Guinness и многие другие.
До этого голландская Heineken закрыла одно из предприятий "Пивоварни Ивана Таранова" в Оренбургской области.
Стоит отметить, что вопрос сокращения производственных мощностей на пивном рынке в России касается не только Heineken. Концерн Anheuser-Busch InBev в октябре 2014 году остановил производство Ангарского пивоваренного завода, в марте 2014 года — в Перми, в июне 2013 года — в Новочебоксарске, в августе 2012 года — в Курске, в декабре 2008 года был закрыт приобретенный в 2005-м у Олега Тинькова завод в Петербурге.
В 2009 году Carlsberg Group остановила производство пива на заводе "Вена" в Петербурге. 30 апреля 2015 года прекратили работать два завода в Челябинске и Красноярске пивоваренной компании "Балтика", входящей в датскую Carlsberg Group.
Турецкий концерн Anadolu Efes закрыл в 2013 году завод в Москве, а в 2014 году — в Ростове-на-Дону.
Вадим Исаков, территориальный директор "БКС Премьер", отмечает, что в 2015 рынок просел на 8-10%, объем его по итогам года составил 698 млн декалитров. "В этом году негативная тенденция не только продолжается, но и, судя по всему, ускоряется: сопоставимое снижение в 7-9% отмечено участниками рынка уже не за год, а за первое полугодие 2016 года. Это вызвано как снижением покупательской способности россиян, так и усилением ограничительных мер в отношении пивоваров. В этих условиях производители пива вынуждены повышать цены, поскольку растут акцизы, дорожает сырье, транспортировка и т. д. Вот и получается двойной удар по российскому пивному рынку: с одной стороны, мы видим максимальное снижение потребления пенного напитка за 12 лет (50 л на душу населения в 2015 году), с другой — рост цен, вызванный неизбежным ростом издержек производителей, связанных как с кризисными явлениями, так и с многочисленными нормативными ограничениями", — говорит он.
Учитывая тенденции на рынке пива и в экономике в целом, полагает господин Исаков, ожидать роста рынка в будущем году не стоит, в лучшем случае мы увидим стагнацию, а выход на рост возможен в 2018-2019 годах.
"Мы считаем, что существенно на рыночных позициях "Хейнекен" закрытие завода в Калининграде не отразится, поскольку речь идет об оптимизации производственной базы, а не о сокращении объемов производства, которые будут распределены на другие предприятия концерна. Дальнейшей оптимизации производственной сети "Хейнекен" в РФ исключать нельзя, но это маловероятный сценарий. На наш взгляд, у компании есть запас прочности для того, чтобы пережить сложный период восстановления рынка без дополнительных сокращений производственных активов и с удержанием доли на российском рынке пива в районе 12-14%", — говорит господин Исаков.
Анатолий Вакуленко, аналитик ГК "Финам", отмечает, что "Хейнекен" — вторая компания на рынке, уступающая только "Балтике". "Не думаю, что позиции компании после остановки завода существенно ухудшатся — снижение продаж затрагивает всех игроков. Если тенденция сокращения продаж сохранится, несомненно, всем игрокам рынка придется сокращать мощности", — подчеркивает он.