Студентов обяжут сдать рабочую сессию
Минобрнауки предлагает изменить механизм целевого обучения в вузах
Минобрнауки предлагает повысить эффективность целевого набора абитуриентов в вузы, изменив процедуру составления договоров. Ведомство намерено связать вузы, предприятия и абитуриента трехсторонним соглашением, чтобы защитить студентов и работодателей от взаимных нарушений. Об этом в пятницу сообщила глава ведомства Ольга Васильева на совещании с премьером Дмитрием Медведевым. Предложение было обнародовано в ответ на критику главы правительства, который заявил, что сейчас эта система «не работает эффективно». В условиях нестабильного рынка «нужно искать альтернативные механизмы взаимодействия системы образования и работодателей», считают эксперты.
Министерство образования и науки РФ предлагает внести в законодательство изменения, более четко регламентирующие обязанности и ответственность абитуриентов, вузов и компаний-заказчиков, участвующих в системе целевой подготовки специалистов. Речь идет о переходе на единый трехсторонний договор между всеми участниками вместо действующей сейчас цепочки из двух двусторонних соглашений: абитуриент—компания и вуз—компания. Вуз станет «последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика», сообщила в пятницу глава Минобрнауки Ольга Васильева на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым: «В случае отсутствия в договоре четко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания договора и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приема».
Инициатива министерства была обнародована госпожой Васильевой в ответ на критику действующей системы целевого набора Дмитрием Медведевым: «Сейчас приблизительно в половине договоров о целевом приеме для молодого специалиста не предусмотрены меры социальной поддержки, а в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, в течение которого выпускник обязан проработать на предприятии»,— заявил премьер. Так, если заказчиком выступают региональные и муниципальные власти, то непосредственный работодатель может быть отстранен от участия в подготовке и подписании договора. В результате в большинстве соглашений не зафиксирован срок, в течение которого выпускник должен трудиться в направившей его организации, а в половине — не предусмотрены меры социальной поддержки. «По сути, это профанация: можно отработать на предприятии хоть один день»,— прокомментировал господин Медведев. «Система не работает эффективно, во всяком случае, в полной мере, как мы на то рассчитывали»,— заключил он.
Под целевым приемом понимается соглашение между студентом, органом власти или компанией о поступлении и обучении абитуриента в вуз по отдельному конкурсу за счет средств бюджета заказчика (государства или предприятия). Кроме того, система предусматривает социальную поддержку студентов, например стипендии. Выпускник, в свою очередь, должен вернуться на работу в организацию, с которой заключил договор. За неисполнение этих обязательств «с него взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных на целевое обучение», подчеркнула Ольга Васильева. По данным правительства, в 2015/16 учебном году на условиях целевого приема в российских вузах обучалось более 168 тыс. студентов, квота для целевиков превысила 15% от общего приема на бюджетные места. При этом средний балл ЕГЭ у этой категории абитуриентов на четыре единицы ниже среднероссийского и составляет 62,2 балла.
В пресс-службе Минобрнауки пояснили, что если предлагаемые поправки будут приняты, компании-заказчики будут обязаны организовать производственную практику учащегося, а по окончании вуза трудоустроить его на должность, соответствующую полученной квалификации. «Сейчас компания может прописать эти пункты в договоре недостаточно четко, а затем отклониться от их исполнения, а вуз не может на это повлиять»,— рассказали “Ъ” в ведомстве.
Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров подтвердил, что целевики, как правило, слабее, чем поступающие на общих основаниях абитуриенты, и потому важно организовать постоянное взаимодействие между студентом и работодателем, чтобы последний в итоге получил квалифицированные кадры. По его словам, в МГТУ имени Баумана уже сейчас заключают трехсторонние соглашения с некоторыми из предприятий-заказчиков. «Такой договор позволяет определить ответственность каждой из сторон и защитить интересы и работодателя, и студента»,— считает господин Александров. Он отмечает, что в «сделке» больше рискует работодатель, обязательствами перед которым может пренебречь недобросовестный выпускник, но в практике его вуза такого не случалось.
«Основной проблемой является отсутствие гарантий привлечения к ответственности студента в том случае, если он уклоняется от трудоустройства в организацию, оплатившую его учебу»,— считает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. По его словам, далеко не все работодатели готовы идти в суд для принудительного взыскания штрафов и компенсаций, понимая, «что механизма получения денежных средств у только что закончившего обучение молодого специалиста практически нет из-за отсутствия у последнего имущества и накоплений».
Нужно искать «альтернативные механизмы взаимодействия системы образования и работодателей», считает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталия Ушакова. По ее словам, предприятия не застрахованы от риска, что вчерашний студент передумает «отрабатывать» свой долг: «За несколько лет могут поменяться не только приоритеты и пожелания молодого человека, но и запросы компании». Предложенные меры не смогут изменить ситуацию, при которой «рынок нестабилен, а у бизнеса краткосрочные планы».