«Ищем фильмы, в которых есть авторское высказывание»
Открывается фестиваль актуального научного кино ФАНК
В России начинается второй фестиваль научного кино ФАНК. Фильм, отобранные его создателями, можно будет увидеть не только в рамках традиционных фестивальных показов, но и более чем в ста российских вузах в рамках дней научного кино. О том, как появилась идея фестиваля, и о программе этого года рассказала программный директор фестиваля ИРИНА БЕЛЫХ.
— До того как заняться этим фестивалем, вы уже имели дело с похожими проектами. Что это было?
— В сфере кино я работаю с 2005 года, а в 2011-м команда Политехнического музея предложила нам заняться фестивалем актуального научного кино «360 градусов». Организация фестивалей всегда казалась мне очень интригующим занятием, способом донести интересное независимое кино до зрителя, которые иначе мог бы его и не увидеть, и научное кино в том числе, так что я с радостью согласилась. А в 2015 году наша команда решила заняться уже полностью самостоятельным проектом, и так появился фестиваль ФАНК.
— Это ведь не совсем обычный фестиваль — и фильмы вы показываете не только в обычных кинотеатрах?
— Да, мы даже называем проект словом «кинодвижение». Суть в том, чтобы собрать наиболее интересные картины о науке и в разных форматах донести их до самой разнообразной аудитории. Основное, программообразующее событие — премия в области научного кино, когда мы впервые представляем программу зрителям, жюри выбирает лучший фильм, а картины представляются широкой зрительской аудитории. В этом году премия проходит в Сочи. Премия открывает годовой цикл фестиваля. После этого фестиваль отправляется в путешествие по регионам — формат путешествующего фестиваля, который также проводит наша команда. И третий, наверное, самый важный формат — дни научного кино в вузах.
По итогам премии у нас остается каталог фильмов, с помощью партнеров мы выкупаем права на полгода-год и предлагаем вузам подать нам заявку и провести фестиваль самостоятельно. Студенты сами выбирают даты, выбирают наиболее интересные им картины из нашего каталога, мы передаем макеты дизайна и инструкции по проведению показов. Организация полностью в руках вуза. Это своего рода социальная франшиза. В прошлом году такие показы прошли в 114 вузах из 63 городов России, в этом году, по ощущениям, их будет еще больше.
— А как вы отбираете фильмы?
— Прежде всего нас интересует авторское документальное кино. Мы ездим и отсматриваем программы крупных международных кинофестивалей. IDFA, CPH: DOX, «Сандэнс», Трайбек, Берлинский кинофестиваль, и многие другие, следим за тем, что показывают дружественные фестивали научного кино, и стараемся поддерживать контакт с уже знакомыми режиссерами, которые были на нашем фестивале и интересуются наукой. Поскольку мы занимаемся этим уже давно, часто нам удается обратить внимание на интересные проекты еще на уровне питчингов, у нас есть и довольно большой пул контактов, создатели фильмов часто сами нам сообщают о своих будущих работах. Вообще мы стараемся искать фильмы, которые не претендуют на то, чтобы сообщить какую-то истину в последней инстанции, а скорее ставят вопросы, в которых есть авторское высказывание.
— В программе этого года нет почти ни одного отечественного фильма. Почему так?
— К сожалению, несмотря на то, что в целом школа документального кино в стране очень сильная, фильмов о науке снимается не так много. Хотя хорошие режиссеры, работающие в жанре научного кино, безусловно, есть — могу назвать Дмитрия Завигельского и живущую в Германии Екатерину Еременко, их работы есть в нашей программе.
— На что вы можете посоветовать обратить особое внимание в нынешней программе ФАНК?
— Пожалуй, мой личный выбор — это фильм «Лимб». Его тематика в общем привычная — интернет, социальные сети. Но рассказано все очень интересно, а режиссер сначала запустил проект в интернете, где любой желающий мог создать что-то вроде цифрового зеркала для себя, и только через год снял фильм-размышление о том, какое влияние все эти вещи оказывают на жизнь человека.
Очень интересен «Счастливый фильм» — история исследования феномена счастья. Исследование проводил известный графический дизайнер из Нью-Йорка Стефан Сагмейстер. Он проанализировал различные состояния, которые ассоциируются с ощущением счастья,— от состояния влюбленности до погружения медитаций.