УФАС обнаружило проблему на один рубль
Антимонопольный орган вынес предупреждение комитету по развитию туризма
УФАС Санкт-Петербурга потребовало от комитета по развитию туризма до конца ноября расторгнуть договор со «Студией Артемия Лебедева». В 2014 году студия разработала серию туристических логотипов города, а комитет приобрел ее у компании за один рубль. Эксперты утверждают, что если профильный комитет не расторгнет контракт в срок, ему может грозить штраф от 15 до 50 тыс. рублей. А в УФАС надеются на проведение нового конкурса.
14 октября Санкт-Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России выдало предупреждение комитету по развитию туризма Петербурга. При этом сообщение о данном факте ведомство распространило вчера. Согласно этому документу, комитет до 30 ноября 2016 года должен расторгнуть договор со «Студией Артемия Лебедева». Напомним, в конце 2014 года компания господина Лебедева разработала серию логотипов для оформления туристической символики города. Подготовленную символику комитет приобрел за 1 рубль. Как ранее писал “Ъ” (см. “Ъ” от 20.07.2016), широких обсуждений перед производством символики не проводилось, а сама ситуация становилась объектом неоднократных споров. Вчера господин Лебедев комментировать ситуацию отказался. Впрочем, на своей странице в Livejournal написал подробный пост о данном споре, используя ненормативную лексику. Господин Лебедев рассказывает, что была проведена «роскошнейшая рекламная компания» Петербурга. «Я думаю, что питерский комитет по туризму должен опротестовать требование ФАС и придумать, как сделать так, чтобы больше на логотип никто не крошил батон», — закончил свое сообщение господин Лебедев.
Председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев вчера на звонки “Ъ” не ответил.
В своем сообщении УФАС поясняет, что в одном из пунктов договора между комитетом по развитию туризма и студией говорится, что компания Артемия Лебедева разработала серию туристических логотипов Петербурга, а работы приняты профильным комитетом без замечаний и в полном объеме. «Таким образом, на момент подписания договора работы уже являлись выполненными, то есть “Студия” получила доступ к информации о необходимости разработки лого Петербурга в приоритетном порядке, что привело к созданию дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность на рынке оказания рекламных услуг», — сказано в сообщении антимонопольного органа.
Также в УФАС отмечают, что договор между комитетом и «Студией» предоставляет компании господина Лебедева преимущество, так как его заключение происходило в условиях конфиденциальности. «Заключение договора содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции», — считают в УФАС. Впрочем, в предупреждении антимонопольного органа нет указания снять или не использовать готовую символику. «Несмотря на это, УФАС надеется, что комитет объявит новый конкурс, в котором смогут принять участие и другие компании», — рассказали “Ъ” в ведомстве.
Елена Хафизова, старший юрист Адвокатского бюро А2, уверяет: если комитет выполнит все условия предупреждения антимонопольного органа, штрафы ему не грозят. «Напротив, если предупреждение не выполняется в установленный срок, то антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства. В последнем случае на должностных лиц комитета может быть наложен штраф в размере от 15 тыс. до 50 тыс. рублей», — комментирует госпожа Хафизова.
Александр Карпухин, партнер юридической компании Orient Partners, считает, что профильный комитет, безусловно, должен расторгнуть договор со студией Артемия Лебедева и исполнить предписания УФАС. «В противном случае к нему могут быть применены санкции, а именно к должностным лицам комитета, персонально к председателю комитета, за неисполнение решения ФАС в соответствии со статьей 19.5 КОАП. А во-вторых, действия председателя комитета, если договор не будет расторгнут, могут стать объектом проверки прокуратуры, и в этом случае уже санкции за неисполнение предписаний прокуратуры должностным лицом будут гораздо более серьезными», — отметил господин Карпухин. Эксперт предполагает, что комитет проведет формальный конкурс на разработку логотипа заново. «Законодательство о проведении подобных конкурсов построено таким образом, что критерий цены является далеко не решающим. Основным критерием является балльная оценка квалификации исполнителя, которая фактически находится в руках заказчика. В российской практике проведения подобных конкурсов практически повсеместно встречаются ситуации, когда участники, делающие лучшее ценовое предложение (даже с учетом их высочайшей квалификации), оказываются на вторых-третьих местах, в то время как приоритет отдается компаниям пусть и не с самым эффективным ценовым предложением, но хорошо известным заказчику. Поэтому, учитывая тот факт, что логотип уже разработан, при проведении конкурса его, весьма вероятно, может выиграть студия Артемия Лебедева еще раз», — заключил эксперт.
Напомним, ранее в УФАС поступила жалоба от коммуникационного агентства Generation Brand. Тогда компания утверждала, что комитет нарушил ряд статей 135-ФЗ «О защите конкуренции», в числе которых статья, запрещающая создание рыночных преимуществ одному хозяйствующему субъекту (ООО «Студия Артемия Лебедева») по отношению к другим, осуществляющим аналогичные виды деятельности.
Алина Третьякова