Морской вокзал ждет реконструкции
Но обсуждать этот вопрос город и собственники будут готовы не раньше середины 2018 года
Возможность реконструкции Морского вокзала, которая планировалась еще с 2007 года, появится не ранее середины 2018 года, отмечают в Смольном. Именно к этому времени закончится оснащение пункта пропуска приема грузового транспорта в пассажирском порту Петербурга "Морской фасад", который сможет перенять на себя паромное сообщение. Переход на новый пункт пропуска произойдет только в том случае, если будут достигнуты договоренности с паромным перевозчиком St. Peter Line, который сейчас швартуется на Морском вокзале. В компании отмечают, что готовы обсуждать этот вопрос.
Как рассказала Александра Бахмутская, директор СПбГКУ "Агентство внешнего транспорта", необходимость реконструкции Морского вокзала назрела давно. Но, по ее словам, более предметное обсуждение этого вопроса может начаться не ранее середины 2018 года, когда будет завершен инвестиционный проект пассажирского порта "Морской фасад" по дооснащению пункта пропуска грузового транспорта (см. "Ъ" от 16.10.2016). "До этого остановка работы Морского вокзала невозможна. Она будет означать застопоривание паромного сообщения в Петербурге. Мы ждем завершения преобразований на "Морском фасаде", чтобы рассмотреть возможность перевода туда паромного сообщения с Морского вокзала с последующей реконструкцией этого объекта", — прокомментировала госпожа Бахмутская.
Напомним, в 1998 году Петербург заключил договор аренды на 49 лет с АО "Морской вокзал" (ранее ЗАО "Морской вокзал"). В аренду входит восьмиэтажное здание с межрейсовой базой общей площадью 26,8 тыс. кв. м, три причала, пирс и берегоукрепление. Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 13.04.2016), кардинально реконструировать инфраструктуру Морского вокзала планировалось еще в 2007 году, когда инвестор получил от города разрешение на проектирование и строительство второй очереди терминала. Но расширение так и не состоялось.
Александра Бахмутская отметила, что АО "Морской вокзал" в настоящее время регулярно осуществляет вложения в модернизацию существующего пункта пропуска. В 2016 году они составят около 10 млн рублей. Но реконструкции требует и само здание вокзала, которое было построено в 1982 году. По данным "Ъ", ее необходимость была очевидна еще при заключении договора аренды в 1998 году. В документе обязанность реконструкции и финансирование этих работ возлагались на арендатора вокзала. Но договоренности были с иными акционерами компании. На данный момент они поменялись, поэтому более ранняя договоренность требует актуализации, отмечает источник "Ъ" в Смольном. По данным "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru), АО "Морской вокзал" на 51% принадлежит ООО "Факел Истейт СПб", на 25% — ЗАО "Балтийские транспортные системы" и еще на 24% — ООО "Балтийская линия". Однако, согласно системе kartoteka.ru, данные собственники исключены из ЕГРЮЛ или ликвидированы. Вместе с тем, по данным СМИ, с начала 2010-х годов АО "Морской вокзал" через сложные схемы контролировался Фондсервисбанком. В настоящее время банк санируется Новикомбанком, входящим в госкорпорацию "Ростех".
В комитете имущественных отношений не смогли оперативно прокомментировать вопрос. В АО "Морской вокзал" также оставили запрос "Ъ" без комментариев.
Андрей Мушкарев, председатель комитета по туризму Петербурга, отметил, что городу интересно развивать "Морской фасад" с точки зрения привлечения паромных операторов. "Это одна из точек роста, которые могут обеспечить круглогодичную загрузку "Морского фасада"", — прокомментировал он. При этом в Смольном осторожно отмечают, что переход с Морского вокзала на новый пункт пропуска на "Морском фасаде" произойдет только в том случае, если будут достигнуты договоренности с паромным перевозчиком St. Peter Line, который сейчас швартуется на Морском вокзале. "Коммерческие условия — это предмет переговоров с "Морским фасадом", мы готовы обсуждать это в дальнейшем", — сообщил "Ъ" Сергей Котенев, генеральный директор компании St. Peter Line. По его словам, в дальнейшем не стоит сбрасывать со счетов и место швартовки паромов на Морском вокзале, так как пассажирский порт "Морской фасад" очень загружен в летнюю навигацию, а у паромных операторов в любом случае должен быть запасной вариант.
По словам Алексея Безбородова, генерального директора агентства Infranews, "здание Морского вокзала нужно снести и сбросить в Финский залив". По его мнению, с учетом существования "Морского фасада", крупнейшего контейнерного порта "Большой порт "Санкт-Петербург" и других, паромное сообщение через Васильевский остров не нужно.
В свою очередь, Надежда Малышева, директор по развитию ООО "ПортНьюс", говорит, что "есть смысл реконструировать Морской вокзал, потому что там имеется пограничный пункт пропуска через госграницу, а его создание потребовало сложной процедуры согласований. Это большой аргумент в пользу поддержки этого терминала и его работоспособности".
По данным СПбГКУ "Агентство внешнего транспорта", пассажирский порт "Морской фасад" в навигацию 2016 года обеспечил 80% круизных судозаходов и при этом 95% (457 тыс. пассажиров) круизного пассажиропотока. Если говорить о паромной навигации, то по итогам девяти месяцев 2016 года на Морском вокзале Петербурга было совершено 169 паромных судозаходов и перевезено 287,6 тыс. пассажиров.