Эвакуация по старым правилам
Петербург не спешит исполнять федеральный закон о постоплате штрафстоянки
Общественные организации по защите прав автомобилистов в Петербурге сообщили, что в городе не исполняется федеральный закон о постоплате штрафстоянки для эвакуированных автомобилей, который вступил в силу с 1 сентября текущего года. Это связано с тем, что Смольный вслед за федеральными поправками в КоАП до сих пор не принял новый городской закон, поэтому операторы штрафстоянок руководствуются прежними нормативами и возвращают автомобиль собственнику только после того, как он оплатил перемещение. Однако юристы отмечают, что региональное законодательство не может противоречить федеральному, и рекомендуют автомобилистам обращаться в суд.
В июне Госдума РФ приняла поправки в КоАП РФ, которые вводят систему постоплаты эвакуации и хранения машины, задержанной за нарушение правил стоянки. Новые правила вступили в силу с 1 сентября. Теперь машина возвращается со штрафстоянки собственнику незамедлительно, без оплаты, то есть сразу после того, как водитель получил разрешение на возврат автомобиля. К федеральному закону каждый регион должен был принять местные подзаконные акты. В них как раз и надо было прописать срок, в течение которого нужно будет оплатить эвакуацию и хранение машины. Например, в Москве еще с 24 июля вступил в силу закон, позволяющий забрать автомобиль со штрафстоянки сразу, а оплатить эвакуацию потом — в течение 60 дней. Если автовладелец решит внести оплату на месте, ему предоставят скидку 25%.
В Петербурге, по словам Виктора Михайлина, заместителя председателя петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов, пока изменений не произошло, потому что региональные власти так и не приняли новый закон. Поэтому сегодня все операторы штрафстоянок работают по закону, принятому в июне 2012 N 343-54 "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге".
В настоящее время основным исполнителем, ответственным за внесение изменений в законодательство Петербурга, регламентирующее порядок эвакуации транспортных средств и оплату данных услуг, является комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (КВЗПБ). В данном ведомстве "Ъ" сообщили, что проект изменений в действующий городской закон, подготовлен и в настоящее время проходит согласование. "Автомобилисты, считающие, что их права нарушаются на специализированных стоянках, могут обращаться по этому поводу в наш комитет. По всем таким обращениям проводятся проверки, принимаются те или иные меры. Но пока жалоб, связанных с новой редакцией ст. 27.13 КоАП, в комитет не поступало", — прокомментировали в пресс-службе КВЗПБ.
Александр Холодов, член координационного совета организации автомобилистов "Свобода выбора", отметил, что власти Петербурга должны были принять подзаконный акт в начале осени, но не сделали этого. А потому требования операторов штрафстоянок о том, что автомобилист должен вначале оплатить услуги эвакуатора, а только потом забирать автомобиль, вполне законны, считает он. По словам Александра Холодова, по существующим в Петербурге тарифам штрафстоянку готовы добровольно оплачивать только 15% автомобилистов. "А судиться с каждым собственником машины из-за трех тысяч — дело хлопотное. Возможно, этим и вызвана задержка в принятии закона городскими властями", — высказал свою точку зрения Александр Холодов.
Отметим, что расценки за эвакуацию автомобиля, который нарушил правила парковки, отличаются в разных регионах. Например, в Пскове стоимость транспортировки на штрафстоянку составляет 1,5 тыс. рублей за одно транспортное средство, в Петербурге — 2,7 тыс. рублей, а в Москве — от 3 до 7 тыс. рублей за один автомобиль.
Как ранее писал "Ъ" (см. "Ъ" от 09.09.2016), новая редакция КоАП РФ также предполагает, что во всех регионах должна быть скорректирована стоимость эвакуации автомобилей на штрафстоянки (при нарушениях ПДД). Для этого Федеральная антимонопольная служба разработала новую методику. Но в комитете по тарифам Петербурга сообщили, что без нового регионального закона новый тариф утвердить нельзя.
"Никакие региональные законы не могут противоречить федеральному законодательству. В случае если такие нарушения допускаются, противоречащие нормы являются ничтожными. Изменения в КоАП РФ несут обязательный для всех регионов характер, и ни один региональный закон не может ему противоречить. Статья 12-19 КоАП РФ устанавливает, что порядок оплаты эвакуации автомобиля действительно устанавливается на региональном уровне, однако этот порядок не может противоречить федеральному закону", — прокомментировал Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро "Замоскворечье". По его словам, любой автомобилист может подать в суд на оператора парковки с целью установления нарушения им федерального законодательства. "Вероятность победы в таком суде я оцениваю как очень высокую", — заключил он.