Избирательные инвестиции
"Ъ" подсчитал "цену кресла" в петербургском парламенте
Политические партии отчитались перед петербургским избиркомом об официальной части своих расходов на избирательную кампанию в Законодательное собрание Петербурга. "Ъ" проанализировал, насколько эффективно каждая из прошедших в региональный парламент партий инвестировала в выборы. Дешевле всех голоса избирателей обошлись КПРФ, а дороже всех — "Справедливой России". "Цена" голоса колеблется от 27 до 860 рублей, а цена мандата — от 1,3 до 48,2 млн рублей.
Дороже всего голоса избирателей обошлись "Справедливой России". Эта партия, согласно официальному отчету, потратила на кампанию по выборам в ЗакС наибольшее количество средств, получив при этом наихудший в городе результат: 96,4 млн рублей за 112 тыс. голосов. 84% предвыборных расходов партии (81,1 млн рублей) приходится на печатную агитацию (баннеры, листовки, плакаты), 8,4% (8,1 млн рублей) — на оплату эфиров на радио и телевидении, 5% (4,8 млн рублей) — на агитацию в печатных СМИ. За один голос избирателя, таким образом, "Справедливая Россия" отдала 860 рублей, а за один мандат в Законодательном собрании — 48,2 млн рублей.
Дорого заплатила за голоса и Партия роста. Она потратила на выборы в ЗакС 27,15 млн рублей, ее список поддержали 132 тыс. избирателей. 73% потраченных средств (20 млн рублей) ушло на баннеры и листовки, 20% (5,4 млн рублей) — на телевизионную агитацию, 5,5% (1,5 млн рублей) — на агитацию в газетах. Сбор подписей в поддержку выдвижения списка Партии роста в ЗакС обошелся, согласно официальному отчету, в 84 тыс. рублей, то есть по 4,5 рубля за подпись (что не соответствует рыночным расценкам). Цена одного голоса для Партии роста — 206 рублей, а цена мандата в региональном парламенте — 9 млн рублей.
Самыми дешевыми голоса оказались для КПРФ — на одного избирателя коммунисты потратили 27 рублей (всего их список поддержали 138,5 тыс. петербуржцев — примерно столько же, сколько и список Партии роста). Кампания партии по выборам в Заксобрание, по официальным данным, стоила дешевле, чем кампания среднестатистического одномандатника, — 3,8 млн рублей. Из них 3 млн (78%) ушло на листовки и баннеры, на агитацию в газете и на телевидении в совокупности — 680 тыс. рублей (17%). Кресло в Мариинском дворце для коммунистов стоило 1,3 млн рублей — также дешевле всех в регионе.
Среди партий, которым не нужно тратить больших средств на привлечение электората и раскручивание бренда, потому что "и так проголосуют", эксперты традиционно называют КПРФ и ЛДПР. Однако ЛДПР, получив 152,7 тыс. голосов, потратила на кампанию примерно столько же, сколько недавно созданная Партия роста — 27,6 млн рублей. Один голос обошелся ЛДПР в 181 рубль, один мандат — в 9,2 млн рублей. В структуре партийных расходов 23,9 млн рублей (86,6%) ушло на баннеры и листовки, 2,1 млн рублей (7,6%) — на агитацию в электронных СМИ, а на агитацию в печати — всего 364 тыс. рублей (1,5%). Около 1 млн рублей ЛДПР потратила на проведение публичных мероприятий (за неделю до выборов партия организовала концерт хора Турецкого в Ледовом дворце).
Один голос избирателя "Яблока" стоил 69,5 рубля, а депутатский мандат — 4,2 млн рублей. Партия потратила на кампанию по выборам в ЗакС 8,4 млн рублей и получила 120,2 тыс. голосов. В нарушение общей тенденции в их структуре расходов первое место занимает агитация на радио и телевидении (5,8 млн рублей, 69%), а баннеры и листовки — только 28,6% (2,4 млн рублей).
Для "Единой России", список которой на выборах в региональный парламент поддержали 507,7 тыс. избирателей, один голос обошелся в 88 рублей, а один мандат — в 3,8 млн рублей. Всего на эту кампанию по выборам партия израсходовала 44,8 млн рублей (по расходам она на втором месте после СР). Ролики "Единой России" на телевидении стоили 4,4 млн рублей (10% расходов), агитация в газетах — 3 млн рублей (6,7%), наружная реклама и листовки — 36,2 млн рублей (80,8%). Важно, что баннеры ЕР с цитатами Владимира Путина в основном были оплачены из думского избирательного счета. На думскую кампанию петербургское отделение "Единой России" потратило больше всех в регионе — 54,6 млн рублей.
Отметим, что анализу поддаются только официальные предвыборные расходы, теневую часть рынка измерить невозможно. Как ранее писал "Ъ", мимо избирательного счета, как правило, идут расходы на черный пиар и подкуп избирателей, оплата работы политтехнологов и юристов. По оценкам участников рынка политтехнологий, по крайней мере половина расходов не отражается в официальной отчетности.