Мастера «орла» и «решки»
В петербургском Монетном дворе открылся медальерный класс. Туда заглянули Сергей Прудников и Игорь Акимов
В Санкт-Петербурге после более чем векового перерыва возродили единственный в стране медальерный класс
Медальеры — это те, кто придумывает и воплощает в металле монеты, юбилейные рубли, медали. В стране таких специалистов — наперечет. Основной проблемой пополнения этой необычной гильдии до сих пор было отсутствие профильного центра обучения. В нынешнем октябре мастерская по взращиванию будущих художников "орла" и "решки" открылась в стенах петербургского Монетного двора, в Петропавловской крепости. Инициаторами проекта выступили государственный институт живописи им. Репина и компания "Гознак".
Первый набор — трое репинцев-третьекурсников факультета скульптуры. Руководителем класса стал народный художник России Александр Васильевич Бакланов, автор эскизов всех нынешних российских монет — от копейки до десятирублевки. Он же все последние годы и выступал с идеей возрождения класса.
— Я сам когда-то пришел на Монетный двор простым живописцем,— говорит Александр Васильевич.— На освоение специальности у меня ушло несколько лет! А как мы готовили специалистов до недавнего времени? Я сам отыскивал ребят, которым это интересно, приглашал их на производство, обучал с нуля. Сейчас, к примеру, со мной работают скульптор, архитектор, театральный художник, дизайнер. Между тем заказы поступают непрерывно, наша работа бесперебойная. Не объяснишь же заказчику, что кадров нет: выкручиваемся как можем. Только в прошлом году мы спроектировали и вылепили более 100 видов памятных монет, в нынешнем — уже 90. Поэтому крайне важно, чтобы художники осваивали новую специальность с ученической скамьи.
Среди предметов нового курса, по словам Бакланова,— общие предметы: скульптура, рисунок, композиция. А также профильные дисциплины: граверное дело, свойства материалов, геральдика. На первых порах студенты займутся обычной лепкой. Потом перейдут к тонким формам, считай, тем же медалям и монетам, только большего масштаба. На начальной ступени толщина воскового рельефа может составлять 2-5 сантиметров. На последней — не более 3 миллиметров!
Медальерное дело как искусство появилось в России два столетия назад. А до этого просто штамповали расплющенные кусочки серебра и меди. Первую программу подготовки медальеров-художников предложила Екатерина II. И программа дала блестящие результаты, выпускники образовали плеяду выдающихся мастеров! Среди них, например, Федор Толстой — создатель серии медальонов в память победы в Отечественной войне 1812 года, собравшей все возможные европейские премии. Сам период начала XIX века считается золотым веком русского медальерного дела.
Серебряный век — 1870-е годы — связан с именем Антона Васютинского, автора многочисленных известных работ, в том числе памятной медали к 300-летию дома Романовых, золотых рублей 1890-х годов, впоследствии копеек и червонцев 1920-х. Именно представители этого поколения передали в советское время свои знания новому пополнению Монетного двора.
— "Старики", которые учили меня, работали с учениками того же Васютинского,— объясняет Александр Бакланов.--В первую очередь учили отношению к делу — здесь важны тщательность и точность. А также такие тонкости, как рецепт воска, из которого мы до сих пор лепим свои эскизы. Или форма стека — инструмента, с помощью которого обрабатываются рельефные модели. Мой ученический стек я сейчас почти не использую. Но он всегда у меня на рабочем столе...
Главное в медальерном деле, объясняет Александр Васильевич, это не только техника, но и ясность мысли. Надо уметь отобразить в небольшом образе событие, эпоху. Как волнуют античные греческие монеты, совершенно простые, но глаз не оторвать! Значит, художник вложил в этот кусочек металла нечто по-настоящему важное, большее, чем он сам.