Проблему двигателей решили новой серией
Корветы 20386 проекта построят Северная верфь и калининградский "Янтарь"
Серия корветов 20386, на которой впервые будет применена модульная технология вооружения, загрузит петербургскую Северную верфь и калининградский судостроительный завод "Янтарь". По самым скромным подсчетам, серия принесет обеим верфям по 100 млрд рублей дохода: стоимость одного корабля превышает 20 млрд рублей. Для серии решена проблема силовой установки: на корабли будут ставить по два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27,5 тыс. л. с., которые уже производит рыбинское НПО "Сатурн". Предыдущие серии снабжались двигателями из Германии, из-за чего сегодня не могут быть достроены.
В пятницу на Северной верфи был заложен корвет "Дерзкий" — головной корабль проекта 20386. В долгосрочной программе кораблестроения до 2050 года, подписанной президентом России, предусмотрено строительство более десяти корветов проекта 20386, рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук. "У корабля совершенно новый корпус — он позволяет не забираться на волну, а резать ее. На корабле будет установлена газотурбинная установка, что позволит ему развивать высокую скорость. Газотурбина будет производиться рыбинским заводом "Сатурн". Корвет автоматизирован, что позволяет примерно на треть сократить численность экипажа. По сути, это наш первый корабль, в котором будет применен принцип модульности", — рассказал заместитель главкома.
Принцип модульности раскрыл генеральный директор АО "ЦМКБ "Алмаз"", спроектировавшего корвет, Александр Шляхтенко. "Если стоит противолодочная боевая задача, мы ставим систему поиска подводных лодок, ставим соответствующие комплексы. Ударная задача подразумевает наличие ракет для наземной цели или для надводной цели. В корабль можно будет упаковать даже вертолет или средства для высадки десанта. Мы думаем, что этот корабль будет жить достаточно долго, потому что в нем есть специальные трансформерные помещения, где может быть установлено новейшее разрабатываемое вооружение", — сказал господин Шляхтенко.
По словам генерального директора "Алмаза", в качестве потенциального исполнителя заказа рассматривается также калининградский судостроительный завод "Янтарь": предположительно, серию разделят между петербургским и калининградским заводами. Решение разместить в Калининграде строительство части корветов серии выглядит логичным, так как заводы имеют схожие производственные возможности. В ближайшее время закладка второго корвета ни на Северной верфи, ни на "Янтаре" не планируется: для начала судостроители должны протестировать работу систем и внести коррективы при наличии ошибок.
Господин Шляхтенко отметил, что корветы проекта 20385, предшествовавшего новой серии, по всей видимости, теперь будут строиться только на экспорт. Два корвета-предшественника "Дерзкого" — "Гремящий" и "Проворный" — были заложены в 2012 и 2013 годах. Их строительство затянулось из-за введенных в отношении России санкций и последовавшего отказа немецкого производителя поставить двигатели MTU. Оба корвета до сих пор не спущены на воду.
Строительство и испытания "Дерзкого" займут пять лет, ВМФ планирует получить головной корвет серии в 2021 году. Его длина составит 109 м, а ширина — 13 м. Корвет будет развивать скорость до 30 узлов, его водоизмещение — 3,4 тыс. тонн. Надстройки корветов из композитного материала будет делать петербургский Средне-Невский судостроительный завод. Как рассказал "Ъ" собеседник, знакомый с условиями заказа на корвет, его стоимость "немного превосходит 20 млрд рублей". Таким образом, даже если количество кораблей в серии 20386 не превысит десяти, которые поровну разделят между двумя заводами, доход каждой верфи от строительства составит 100 млрд рублей.
Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов отмечает, что модульный принцип вооружения корабля не является новым в мировом кораблестроении, однако в случае России строительство такого корабля говорит о шаге вперед. Главные проблемы в строительстве будут связаны с модульным принципом его вооружения. "Концепция корабля предъявляет большие требования уже не к судостроителям, а к производителям вооружения, чтобы оно могло быть модульным", — отметил эксперт.
Силовая установка, которую собираются применять на новых корветах, типична для в два раза более тяжелых фрегатов. "Двигатели М90ФР кажутся большими для корабля водоизмещением 3,4 тыс. тонн. Скорость 30 узлов — умеренная. На той же скорости с такими же турбинами ходят фрегаты. По всей видимости, мощность будет работать не на скорость хода, а на работу генератора и обеспечение энергией оборудования корабля", — полагает господин Фролов.