Всемирный банк недооценил "Ленэнерго"
Компания считает, что подключает потребителей к сетям в два раза быстрее
Всемирный банк оценил срок подключения к системе электроснабжения для предпринимателей Петербурга в 185 дней, что не позволило России продемонстрировать рост по данному критерию в рейтинге Doing Business-2017. Как узнал "Ъ", для ПАО "Ленэнерго", которое является монополистом на городском рынке сетевых услуг, данный результат стал сюрпризом. На экспертном уровне с участием представителей Всемирного банка компания доказывала, что может подключать к сетям в два раза быстрее (за 80-90 дней), и не встретила возражений.
На прошлой неделе ВБ опубликовал очередной рейтинг Doing Business, который оценивает, насколько комфортно было вести бизнес в 190 странах в прошлом году. По совокупности всех параметров Россия, оценки которой выставляются по Москве и Петербургу (в соотношении 70 к 30, соответственно численности населения), потеряла четыре позиции в обновленном рейтинге и заняла 40-е место. При этом страна перестала демонстрировать внушительный рост по критерию "подключение к системе электроснабжения", рассчитанному по предприятиям с запрашиваемой мощностью до 150 кВт. Если в прошлом рейтинге Россия поднялась по этому критерию на 24 пункта, то в этом — всего на 0,15 пункта, переместившись с 29 на 30 место. В Петербурге, если верить рейтингу, за год не изменились ни срок подключения к сетям, ни количество процедур (от получения заявки потребителя до выдачи акта о техприсоединении): 185 дней и три этапа соответственно. В то же время второй год подряд сохраняется максимальный индекс надежности электроснабжения.
Однако "Ленэнерго" уверяет, что подключает предпринимателей в два раза быстрее, и на экспертном уровне с участием представителей ВБ обсуждались совсем другие цифры.
"У нас было две рамки: два или три этапа, 80 или 90 дней. Такие цифры, как 150 или 180 дней, никогда не обсуждались, поэтому для меня они оказались новыми", — рассказал "Ъ" исполняющий обязанности гендиректора "Ленэнерго" и первый замглавы "Россетей" Роман Бердников. По его словам, даже несмотря на большую и активную работу по ОФЗ (исполнение за счет средств облигаций федерального займа просроченных обязательств по техприсоединению. — "Ъ"), "Ленэнерго" уделяет особое внимание и заявителям в рамках категории Doing Business. "Сейчас моя задача — полностью перевести исполнение этой процедуры из ручного в автоматизированный режим, чтобы процесс шел вне зависимости от действий руководителя", — говорит господин Бердников. В текущих реалиях "Ленэнерго" достаточно 90 дней, чтобы подключать к сетям предпринимателей, и компания готова это вновь подтвердить в следующем рейтинге. Хотя если бы энергетики не согласились с текущей оценкой, то Россия могла бы уже сейчас войти в двадцатку стран по критерию "подключение к системе электроснабжения".
Стоит отметить, что в этом году "Ленэнерго" завершило ряд реформ по техприсоединению, о влиянии которых на место России в рейтинге Doing Business можно будет судить в следующем году. К примеру, в центре обслуживания клиентов "Ленэнерго" появилось "единое окно" с АО "Петербургская сбытовая компания", создание которого позволило сократить процесс подключения на один этап: заявитель одновременно подает, а затем получает договор как на техприсоединение, так и на электроснабжение. На сайте "Ленэнерго" клиенты теперь могут платить по договорам, а также получать цифровую электронную подпись, что позволяет подключаться к электросетям без единого визита в клиентский центр. Кроме того, в этом году средний размер платы за подключение к сетям для малого и среднего бизнеса снизился в 2,7 раза по сравнению с 2015 годом.
Представитель ВБ в Москве заявила "Ъ", что Doing Business — это исследование, которое строится прежде всего на ответах респондентов из частного сектора. "Информация, полученная от электрораспределяющих сетей ("Ленэнерго") и регулятора, очень важна, но она представляет нормативную и законодательную сторону процесса подключения к сетям. В свою очередь, предприниматели имеют полную картину того, как это законодательство исполняется на практике", — говорит представитель ВБ. Она подчеркивает, что для составления рейтинга Doing Business проводились собственные независимые интервью со специалистами, которые массово занимаются подключением к электросетям. "Когда их практика меняется, она всегда находит отражение в исследовании. В данном случае, несмотря на то, что "Ленэнерго" сокращает сроки техприсоединения, частный сектор, который пользуется их услугами, видимо, все равно ожидает более долгих сроков", — резюмирует представитель ВБ.
Учитывая, что всего по миру в опросах принимают участие 10,2 тыс. респондентов среди компаний, то в среднем чуть более 50 формируют мнение об отдельной стране.
При этом ожидания более долгих сроков со стороны потребителей могут приводить к тому, что они сами затягивают процедуру техприсоединения, не выполняя вовремя технические условия со своей стороны. "У "Ленэнерго" и ПАО "МОЭСК", которые являются лидерами в России по техприсоединению, есть возможности осуществлять эту процедуру за 90 и менее дней. Но Всемирный банк, когда отчитывается по рейтингу, берет период времени по потребителям, за который они были фактически подключены к сетям. Но между теми моментами, когда их реально присоединили и когда они подписали договор, есть некая разница, которая может составлять дни, недели и даже годы. Причина этой разницы — в том, что потребитель физически был не готов к техприсоединению, ничего со своей стороны не построил. Он был в шоке от того, что его быстро присоединили", — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.