"Северную верфь" оставили без сухого дока
Модернизация завода ограничится строительством эллинга и стапеля
Концепция обновления производственных мощностей "Северной верфи" претерпела изменения. Сухой док, который в корпорации планировали возводить с прошлого года, не будет построен. Вместо него будет построен расположенный над уровнем моря эллинг со стапельной плитой, на котором в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) планируют сваривать готовые секции будущих кораблей. Изначально предполагалось финансировать программу из федерального бюджета по одной из ФЦП, но летом стало известно о том, что ОСК придется самостоятельно финансировать модернизацию "Северной верфи". В корпорации говорят о стапеле как о более эффективном варианте расходования средств.
На "Северной верфи" не будет построен сухой док, рассказали "Ъ" в ОСК. Док представляет собой котлован, вырытый ниже уровня прилегающей акватории и отделенный от нее водонепроницаемым ограждением. Наличие дока позволяет работать с подводными частями корпуса корабля. Стапель же представляет собой наклонную плоскость над уровнем воды, с которой готовый корабль можно спускать непосредственно в воду.
Вице-президент ОСК Дмитрий Колодяжный рассказал "Ъ", что в рамках модернизации в корпорации склоняются к строительству эллинга и стапельной плиты, так как этот вариант более эффективен с финансовой точки зрения. "С точки зрения эффективности вложенных средств стапельная плита более мобильна: на плите можно строить с большей вариативностью. Оба варианта предполагают строительство крупными, насыщенными оборудованием, блоками. Стапельная плита позволяет не соблюдать последовательность сборки: в случае задержки поставщиками того или иного блока можно не тратить время на простой и соединять имеющиеся в наличии модули", — объяснил господин Колодяжный.
По словам вице-президента ОСК, первый этап модернизации уже идет. Она включает расчистку площадки и подготовку инженерных коммуникаций. Второй этап, включающий в себя строительство эллинга и стапельной плиты, должен начаться в начале 2017 года — сейчас проект проходит государственную экспертизу.
В пятницу на церемонии закладки нового корвета "Дерзкий" проекта 20386 (см. "Ъ" от 31.10.2016) генеральный директор "Северной верфи" Алексей Селезнев заверил журналистов, что проект "движется в плановом порядке". "Контракт на первый этап заключен, финансирование первого этапа обеспечено в полном объеме", — сказал он.
На вопрос "Ъ", получен ли кредит от Сбербанка, господин Селезнев не ответил. "Что вы мне такие вопросы задаете?" — возмутился он и направился к выходу из производственного корпуса, где состоялась закладка корвета.
Собеседники "Ъ" в судостроительных кругах полагают, что модернизация, затеянная под строительство атомного эсминца "Лидер", изначально была неверным шагом. Эсминец можно строить на северодвинском "Севмаше", специализирующемся на строительстве атомных подводных лодок, либо на Балтийском заводе, после того как будут спущены на воду ледоколы "арктической" серии 22220.