«Трансаэро» смотрит в небо
Компания обсудит программу по возобновлению работы
«Трансаэро», прекратившая работу осенью прошлого года из-за финансовых проблем, неожиданно заявила, что ее совет директоров до конца следующей недели рассмотрит вопрос о восстановлении деятельности. На этих новостях рост котировок акций бывшего перевозчика превысил 60%. Но с учетом того, что все самолеты и допуски «Трансаэро» на полеты год назад были переданы «Аэрофлоту», такая возможность выглядит сомнительной.
Совет директоров «Трансаэро» заочным голосованием с 4 по 11 ноября рассмотрит программу по восстановлению работы компании. Основным вопросом в повестке стоит «Предложение и программа по восстановлению основной деятельности общества». Помимо этого совет директоров рассмотрит итоги деятельности «Трансаэро» за январь—сентябрь 2016 года. На новостях о возможном возобновлении работы компании ее акции взлетели в цене почти на 63%, до 6,22 руб. за бумагу, на 15:30 по московскому времени.
На начало 2015 года «Трансаэро» занимала второе место на рынке авиаперевозок РФ, но после девальвации и на фоне сложной экономической ситуации у компании начались финансовые проблемы. В октябре 2015 года правительство РФ приняло решение о банкротстве перевозчика, а Росавиация аннулировала его сертификат эксплуатанта. Глава агентства Александр Нерадько сообщал, что аннулированный сертификат не подлежит восстановлению. В декабре 2015 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по заявлению крупнейшего кредитора Сбербанка в рамках дела о банкротстве «Трансаэро» ввел в отношении авиакомпании процедуру наблюдения.
Так что в нынешней ситуации снова начать работу для «Трансаэро» почти невозможная задача, так что рост котировок ее акций выглядит спекуляцией. У компании нет ни самолетов, ни допусков и коммерческих прав на конкретные направления. После прекращения деятельности перевозчика ее самолеты у «ВТБ Лизинга», «Сбербанк Лизинга» и «ВЭБ-лизинга» согласился взять «Аэрофлот». Речь шла о 36 машинах, которые перевозчик эксплуатировал ранее или собирался арендовать, уже заключив контракты.
Также «Аэрофлот» и его структуры в октябре 2015 года получили вместо «Трансаэро» на год допуски и коммерческие права перевозчика на наиболее прибыльные 56 международных направлений из Москвы. Компания считает полученные допуски компенсацией за расходы 17 млрд руб. на перевозку пассажиров «Трансаэро» (почти 2 млн человек), прием на работу ее сотрудников (4,5 тыс. человек) и получение части ее самолетов. Компания говорила, что период окупаемости затрат на вывоз пассажиров «Трансаэро» может составить до шести лет, и в конце октября 2016 года Росавиация продлила «Аэрофлоту» и «России» допуски на 37 из 46 маршрутов, которые достались группе. Решение действительно до 25 марта (последний день зимнего сезона IATA 2016/2017 годов) с возможностью пролонгации. Против такого решения уже выступила ФАС.
На маршруты «Трансаэро» вышла ФАС
Стремление «Аэрофлота» сохранить за собой права на самые прибыльные международные маршруты, ранее использовавшиеся «Трансаэро», в сентябре вызвало недовольство ФАС. По мнению ведомства, одного года полетов по этим направлениям «достаточно», чтобы авиакомпания покрыла расходы — около 17 млрд руб.— на бесперебойный вывоз пассажиров «Трансаэро». Читайте подробнее
Авиакомпании делят пассажиров «Трансаэро»
Из-за снижения покупательной способности населения авиакомпании продолжают терять пассажиров: за январь—июль у 20 крупнейших перевозчиков пассажиропоток упал на 8,4%, до 48 млн человек. При этом лидеры отрасли активно делят рынок, наращивая перевозки. Авиакомпании объясняют это в основном модернизацией своего флота, но эксперты полагают, что речь идет о перераспределении пассажиров ушедшей с рынка «Трансаэро», а по итогам года отрасль потеряет не менее 7-8 млн пассажиров. Читайте подробнее