52 года назад стартовал первый в мире многоместный космический корабль «Восход-1» с тремя космонавтами на борту. Его во многом рискованный полет, продолжавшийся сутки, позволил Советскому Союзу удержать лидерство в космической гонке с США.
Фото: РИА Новости
Корабль «Восход» и одноименная программа покорения космоса пришли на смену кораблю и программе «Восток», которая началась 12 апреля 1961 первым в мире полетом Юрия Гагарина в космос и завершилась в июне 1963 года вторым парным полетов двух космических кораблей, одним из которых управляла первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Первая половина 1960-х годов была триумфом отечественной космической науки и промышленности. Каждый пилотируемый полет в космос ставил новые рекорды, увеличивая отрыв от американской космической программы. Первый орбитальный полет («Восток-1»), первый суточный полет в космос «Восток-2», первый групповой полет двух космических кораблей с маневрами по их сближению («Восток-3» и «Восток-4»), первый почти пятисуточный полет «Востока-5», первая женщина-космонавт («Восток-6»).
На этом программа «Восток» исчерпала себя, потому что на повестке дня стояли многоместные корабли. Первым в мире таким кораблем стал «Восход-1» с тремя космонавтами на борту: командиром Владимиром Комаровым, бортинженером Константином Феоктистовым и врачом Борисом Егоровым.
Три члена экипажа было явным перебором для фактически лишь слегка модернизированного корабля типа «Восток», но этом настоял глава государства Никита Хрущев, вероятно, для убедительности нового космического достижения державы. Сутки, которые продолжался полет, космонавты сидели бок о бок в тесном отсеке, ни встать, ни даже сильно пошевелиться они не могли.
Ради экономии места они впервые летели без скафандров и без катапульт в креслах, то есть риск их гибели при нештатной ситуации был гораздо больше, чем на «Востоках». Они были вынуждены приземляться вместе с отсеком, а не порознь, на собственном парашюте после катапультирования. В «Восход» была добавлена твердотопливная тормозная установка и новая система посадки спускаемого модуля: стержень, который при касании земли включал двигатель мягкой посадки.
«Восход-1» оказался на 600 кг тяжелее «Востоков», что потребовало заменить в ракете-носителе третью ступень на более мощную. В итоге экипаж «Восхода-1» установил два новых рекорда помимо численности экипажа: максимальной высоты космического полета (408 км) и максимальной массы, выведенной на орбиту (5320 кг).
Всего в программе «Восход» было пять запусков, и все успешные. Три беспилотных, они кодировались как полеты «Космос» под номерами. Во время первого — «Космос-47» — был испытан сам космический корабль «Восход» и его ракета-носитель. Во время полета «Космоса-57» испытали шлюзовую камеру, через которую потом, 18 марта 1965 года впервые в мире в открытый космос в скафандре вышел Алексей Леонов. Третий беспилотный «Восход» летал как биологическая лаборатория. На этом программа «Восход» закончилась, началась новая программа «Союз» уже с настоящими многоместными кораблями.
Да и в космической гонке наступает перелом, в новых программах «Джемини» и «Аполлон» по космическим рекордам начинают лидировать США. К сожалению, наступает и эпоха первых человеческих жертв при освоении космоса как среди советских космонавтов , так и среди американских астронавтов. Так что можно считать программу «Восход», которая 52 года назад началась полетом «Восхода-1», окончанием «золотого века» космонавтики.
Сергей Петухов