Патрульно-постовая сборная
По уголовному делу кадровиков МВД Башкирии допросят 50 спортсменов
„Ъ“ стали известны детали уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом по фактам злоупотреблений в МВД Башкирии. В штат МВД республики были зачислены около 50 спортсменов, в том числе 20 иногородних, которые получали зарплату, фактически не исполняя служебных обязанностей. Ведомство содержало пловцов, борцов, боксеров для участия в корпоративных соревнованиях системы МВД. Формально в министерстве эти вопросы курировал заместитель начальника управления по работе с личным составом Аскар Гарифуллин, но в СК полагают, что кадровые решения не могли приниматься без участия экс-главы ведомства Михаила Закомалдина. Через несколько дней после возбуждения дела министр был освобожден от должности, но до конца недели, по информации „Ъ“, ожидается его новое назначение.
От источников, близких к следствию, „Ъ“ стали известны подробности уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) неустановленных должностных лиц МВД Башкирии. Его возбудил 27 октября второй отдел по расследованию особо важных дел регионального управления СК. По версии следствия, в штат подразделений МВД были зачислены около 50 фиктивных сотрудников из числа российских спортсменов. «Среди них около 20 иногородних жителей. Их трудоустроили в основном в патрульно-постовую службу с присвоением сержантских и лейтенантских званий. Фактически эти сотрудники не работали и даже не проживали в республике. Министерство оплачивало им, по сути, поддержание собственного имиджа, так как спортсмены защищали честь башкирского МВД в ведомственных соревнованиях»,— сообщил информированный источник. По его словам, иногородним спортсменам приказом главы МВД Башкирии была предоставлена возможность проживать по месту проведения тренировок.
В числе фиктивных полицейских, получавших зарплату в МВД, фигурируют ханты-мансийские боксеры — призер юношеских чемпионатов Европы и мира Марат Киремханов и чемпион России по боксу Андрей Ковальчук, многократный призер чемпионатов России по боксу Григорий Лизуненко из Нижневартовска, челябинские дзюдоисты Никита Фещенко (победитель первенства России в 2015 году) и Алексей Сапунов (бронзовый призер первенства мира по дзюдо в 2011 году), боец смешанного стиля из Махачкалы, чемпион России и мира по боевому самбо Ислам Махачев, серебряный призер юношеских Олимпийских игр 2010 года из Тольятти Кристина Кочеткова. К расследованию они привлечены в качестве свидетелей.
„Ъ“ удалось связаться только с боксером Андреем Ковальчуком. От комментариев он отказался.
По версии следствия, из бюджета оплачивалось и участие штатных спортсменов в сборах к соревнованиям. При этом следствие намерено убедиться, что эти деньги доходили до участников сборной.
Непосредственным куратором вопросов взаимодействия с участниками сборной был заместитель начальника управления по работе с личным составом Аскат Гарифуллин. Однако, как считают в СК, он не мог не согласовывать эти вопросы с главой ведомства Михаилом Закомалдиным.
Генерал Закомалдин через несколько дней после начала расследования указом президента РФ был освобожден от занимаемой должности. Однако рапорт об уходе он написал, по словам собеседников в МВД, еще в сентябре и сейчас ожидает нового назначения.
Оно может состояться до конца недели, сообщил информированный источник в силовых структурах. По одной из версий, Михаил Закомалдин может быть назначен на вакантную должность главного федерального инспектора по республике. По другой версии, генералу предложено место начальника Уфимского юридического института МВД России.
В Следственном комитете и МВД ход расследования уголовного дела официально не комментируют.
Михаил Закомалдин для комментариев был недоступен.
Один из бывших высокопоставленных сотрудников МВД республики подтвердил, что практика трудоустройства профессиональных спортсменов на различные должности в подразделения министерства существует много лет во всех регионах. «Они не несут службу согласно штатному расписанию, но защищают честь региональных министерств на соревнованиях»,— отметил собеседник.
По словам бывшего сотрудника уголовного розыска Орджоникидзевского РУВД Уфы Эдуарда Ахтямова, такие кадровые решения согласуются на уровне МВД РФ: «В силовых ведомствах иначе невозможно. Например, у нас в управлении была капитан-спортсменка, которую в глаза никто не видел. И в остальных отделах это не было редкостью».
«Уголовные дела в канун отставки первого лица ведомства, так или иначе связанные с его должностными обязанностями, сами по себе не появляются. Это, конечно, своеобразный сигнал, что позиции того или иного руководителя ослабляются,— отмечает политолог Сергей Маркелов.— Но совсем не обязательно, что это уголовное дело будет иметь какие-то неприятные последствия лично для генерала. Он все-таки остается частью системы».