Беспошлинные ожидания
Зона свободной торговли РФ с Китаем на переговорах в Санкт-Петербурге стала чуть ближе
Российские власти предлагают китайскому бизнесу сместить фокус инвестиций на региональные рынки РФ, в том числе для этого вчера по итогам переговоров премьеров двух стран в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании уже пятой по счету российско-китайской межправительственной комиссии — по развитию Дальнего Востока и северо-востока КНР. В Москве и Пекине теперь не исключают и введения зоны беспошлинной торговли с КНР. Это, впрочем, возможно в отдаленной перспективе и с оговорками после подписания обсуждающегося сейчас соглашения об инвестициях и рынке услуг.
Очередной раунд российско-китайских переговоров в Санкт-Петербурге прошел вчера в "аппаратном" режиме: премьеры заслушали отчеты об итогах работы за год четырех межправкомиссий и создали пятую — по сотрудничеству между Дальним Востоком и северо-востоком Китая. Соответствующее соглашение подписали вице-премьер РФ Юрий Трутнев и вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.
Помимо инвестпроектов переговорщики обсуждали тему экономического соглашения между двумя странами. Дмитрий Медведев не исключил возможность преференциального торгового режима с Китаем, несмотря на наличие "ряда чувствительных позиций" (речь идет о зоне свободной, то есть беспошлинной, торговли). Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заверил, что, хотя потери от этого в отдельных секторах не исключены, в целом эффект от такого соглашения будет положительным. Впрочем, по словам собеседника "Ъ", знакомого с ходом переговоров, вариант такого договора рассматривается, но лишь после подписания соглашения об инвестициях и услугах (переговоры от лица ЕАЭС ведет ЕЭК) и с очень длительными отсрочками введения.
Обсуждалась вчера и совместная поддержка малого и среднего бизнеса "с упором на инновационную сферу" и инвестиции в нацвалютах, Ли Кэцян пообещал для этого "поддерживать стабильность курса юаня".
Всего по итогам переговоров было подписано 23 соглашения, но их большая часть — меморандумы между ведомствами (о совместной проверке границ, в атомной энергетике, таможенной сфере). Также было подписано несколько документов с Госбанком развития КНР: с "Газпромом" о "взаимопонимании касательно предполагаемого финансирования", о торговом финансировании в юанях на три и пять лет с ВТБ, в также рамочное соглашение с ВЭБом. Наконец, "Роснефть" подписала соглашение о сотрудничестве с "Пекин газ групп", включая приобретение 20% акций "Верхнечонскнефтегаза", а "Сибур" — рамочный документ о продаже доли в холдинге Китайскому фонду Шелкового пути и China Development Bank.
Одновременно с переговорами прошло заседание консультационного комитета предпринимателей двух стран (проводится при межправкомиссии по инвестициям под председательством РФПИ и China Investment Corporation). На нем было объявлено о создании совместного венчурного фонда РФПИ и компании Tus-Holdings (управляет крупнейшим в мире университетским технопарком) для вложений в высокотехнологичные компании. Целевой размер фонда — до $100 млн. Как сообщили в РФПИ, за прошедший год завершено проектов на $1,7 млрд. Отметим, всего обсуждается 66 проектов на $96 млрд, но далеко не все из них находятся на стадии активных переговоров, в основном это проекты в добыче, есть еще несколько крупных инфраструктурных проектов и предложения инвестировать в обработку на территории РФ.
На заседании комитета первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заверил китайский бизнес, что инвестиции из КНР более не вызывают опасений (в том числе в приграничных регионах), по чувствительным позициям будет выдаваться разрешение на приобретение контрольного пакета, который потом может выкупаться частями. Господин Шувалов призвал инвесторов работать с региональными властями — в первую очередь 15 городов-миллионников. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев отметил необходимость снятия торговых ограничений в отношении продукции российского агропрома, китайская сторона попросила рассмотреть продление субсидирования процентных ставок в локализованном автопроме.
Нерешенным пока остается и вопрос финансирования: российские участники хотели бы получить облегченный доступ к кредитам и инвестициям в капитал, но банки КНР не спешат смягчать свои условия (для прямых инвестиций также требуется одобрение китайского Комитета по развитию и реформам). С Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, который должен был отчасти компенсировать дефицит средств, по словам Игоря Шувалова, обсуждается проект дороги Китай--Западная Европа. Но, по словам источника "Ъ", банк пока готов инвестировать исключительно под госгарантии, что делает привлечение таких средств менее интересным для РФ.