Сколько стоит введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Идея прогрессивного подоходного налога не дает покоя части российского общества, включая депутатов и высокопоставленных чиновников. "Деньги" оценили эффект от возможной новации и пришли к выводу, что заявленная цель вряд ли будет достигнута.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

МАКСИМ КВАША

Правительство обсуждает переход к прогрессивной шкале НДФЛ, с пометкой "молния" и ссылкой на слова социального вице-премьера Ольгу Голодец передали 21 ноября российские информагентства. Точная цитата впечатляет меньше. "У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее на сегодняшний день обсуждаем",— сказала Голодец.

Конкретных цифр или хотя бы примерных прикидок (которых стоило бы ожидать после слова "просчитана") не последовало. А "Деньгам" так надоело разбираться с совершенно потолочными оценками, периодически возникающими в пояснительных записках к законопроектам о введении в России прогрессивного НДФЛ, что мы подготовили собственные. Благо, после того как Росстат впервые опубликовал подробные данные о неравенстве зарплат, это стало возможно.

Но сначала несколько оговорок. Доступные сведения представляют собой подробнейшие таблицы — в отраслевом и региональном разрезе — с указанием того, сколько человек получают зарплату в каждом из 21 диапазонов (включая и "до 5965 руб.", и "свыше 1 млн руб." в месяц) и какова средняя зарплата в каждом из этих 21 диапазонов.

Есть нюанс (впрочем, для достаточно грубой оценки, на наш взгляд, несущественный): это данные на апрель прошлого года. Номинальные зарплаты в последнее время не галопировали, так что для всех последующих цифр можно дать оговорку "в ценах 2015-го" или сделать 10-процентную поправку на рост зарплат.

Еще одна проблема: данные собраны по 29 млн работников организаций, то есть нуждаются в аппроксимации на всех занятых в экономике. Здесь мы поступили просто (и для расчета "на салфетке", кажется, достаточно корректно): ввели коэффициент 1,85 — он получается, если разделить фактический сбор НДФЛ апреля 2015-го (235,6 млрд руб.) на 13% от суммарной зарплаты попавших в выборку Росстата).

Вот лишь некоторые результаты.

Если обнулить НДФЛ на тех, кто получает меньше МРОТ — 5965 рублей в месяц, потери бюджетной системы составят 5,8 млрд рублей в год. Меньше 7400 рублей — 23 млрд, меньше 9 тыс. — 47 млрд рублей в год.

Для консолидированного бюджета РФ — копейки, только в системе госзакупок "теряется" в десятки раз больше. Так что, казалось бы, на это решение можно было бы пойти давно.

Есть, однако, две проблемы.

Во-первых, это еще один шаг в сторону от адресности социальной политики. Она предполагает заявительный принцип обращения за помощью и проверку того, что адресат действительно нуждается в льготах и пособиях. Если уж предоставлять налоговые льготы низкооплачиваемым, то в форме налоговых вычетов. И хорошо бы в рамках перехода ко всеобщему декларированию доходов — глядишь, и часть теневых выплат вышла бы на свет.

Во-вторых, обнуление НДФЛ в нижних стратах — гигантский соблазн для работодателей вернуться к серым зарплатам: уговариваешь работника, что белая зарплата у него будет маленькая, и немножко добавляешь в конверт.

Если последний механизм сработает, потери региональных бюджетов могут оказаться очень значительными. По расчетам "Денег", обнуление НДФЛ для зарплат до 10,6 тыс. рублей в месяц будет стоить 79,6 млрд, до 12,2 тыс.— 120,7 млрд, до 13,8 тыс.— 166,8 млрд, а до 15,4 тыс.— уже 222 млрд рублей в год. При этом потери распределятся неравномерно, сильнее всего пострадают регионы с низкими доходами.

Если абстрагироваться от регионального аспекта, компенсировать эти потери можно было бы за счет повышения НДФЛ для тех, кто зарабатывает много. По расчетам "Денег", рост налога на один процентный пункт на зарплаты больше миллиона в месяц принес бы бюджетной системе 2,6 млрд рублей в год, на зарплаты больше 0,5 млн — 4,9 млрд, больше 250 тыс.— 11 млрд, а вот больше ста тысяч — уже ощутимые 36,6 млрд рублей. Да, в России очень мало больших легальных зарплат, а доходы от коррупции надежно спрятаны и от Росстата, и от налоговиков.

Здесь тоже как минимум две проблемы. Во-первых, не факт, что относительно обеспеченные тоже не побегут в серую зону: зарегистрировать ИП и получить 6-процентный налог вместо прогрессивного НДФЛ — просто, быстро, недорого. А во-вторых, почти весь "выигрыш" будет сконцентрирован в столице, что вряд ли справедливо.

Впрочем, до 2018 года, судя по последовавшим заявлениям Минфина, прогрессивного НДФЛ не будет. А к тому моменту, надеемся, у "Денег" появится возможность проанализировать более подробные данные, ФНС давно обещает ими поделиться.

Вся лента