У Выборгского судостроительного завода крупный улов
Предприятие получило крупный заказ на 155 миллионов евро
Входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) получил свой первый заказ на рыболовные суда. Верфь построит для Архангельского тралового флота четыре судна-процессора к весне 2019 года. Причиной размещения заказа стал новый механизм распределения государством долей квот на вылов рыбы — больше долей получат рыболовы, построившие к 2019 году суда на российских верфях. Впрочем, точную выгоду заказчика нельзя рассчитать до выхода подзаконных актов, которые и определят правила распределения. Между тем существует сценарий, по которому ВСЗ заберет последующие заказы у своих конкурентов — "Северной верфи" и калининградского "Янтаря".
Архангельский траловый флот (АТФ) вчера заключил четыре контракта с Выборгским судостроительным заводом (ВСЗ) на строительство рыболовных судов общей стоимостью около €155 млн. Верфь будет строить четыре судна по проекту ST-116XL норвежского проектировщика Skipsteknisk. Для адаптации норвежского проекта к требованиям Российского морского регистра судоходства (РС) будет привлечена российская проектная организация, имеющая опыт аналогичных работ.
Контракты заключены после почти года переговоров: впервые информация о достигнутых соглашениях была опубликована ОСК в январе 2016 года. Переговоры затянулись из-за отсутствия определенности по правилам предоставления инвестиционных квот рыболовецким компаниям на вылов биоресурсов. Разговоры о так называемых "квотах под киль" (механизме предоставления долей квот рыболовам, построившим рыболовецкие суда на российских верфях) идут уже несколько лет, но подзаконные акты, которые должны регламентировать порядок их распределения, не разработаны до сих пор. Решение о заключении контрактов было принято под давлением сроков строительства кораблей: первые два процессора, по условиям контрактов, будут сданы в октябре 2018 года, третье судно планируется к сдаче в марте 2019 года. Месяц сдачи четвертого судна на дату публикации не известен, однако, по информации "Ъ", последний процессор для Архангельского тралового флота будет готов весной 2019 года.
Интерес заказчика состоит в том, чтобы получить суда к 2019 году. Как пояснил один из собственников АТФ Дмитрий Озерский (по данным Kartoteka.ru, владеет половиной долей ООО "Вирма", которое, в свою очередь, контролирует 75% АТФ), в 2019 году начинается новый период распределения долей квот между рыбопромысловыми компаниями. Квотами называется право рыболовов вылавливать определенный объем морских биоресурсов, которые изначально принадлежат государству. "Сами квоты распределяются каждый год. А вот новый период закрепления долей квот начнется с 1 января 2019 года, он продлится 15 лет. В течение этого периода доли квот неизменны, и ежегодно они будут наполняться конкретными квотами на вылов того или иного биоресурса", — объяснил господин Озерский.
Проблема, по его словам, сегодня в том, что правила получения долей квот в отсутствии законодательной базы неизвестны: заказчик строительства ST-116XL рассчитывает получить инвестиционные квоты на каждое из заказанных судов, но пока не имеет представления об их объеме. "По всей вероятности, то, что мы получим в результате строительства, — это то, что у нас предварительно отберут. Новых квот никто не придумал. Из "общего пирога" заберут 20%, а потом отдадут тем, кто построит суда на российских верфях. Возьмем мы только "свои" доли, получим чуть больше или чуть меньше — сейчас точно не рассчитать. Но если мы ничего не построим, у нас просто заберут часть нашей доли", — пояснил Дмитрий Озерский.
Собственник "Вирмы" добавил, что в планах АТФ было обновление своего рыболовного флота, но в отсутствие механизма перераспределения квот компания заказала бы только два судна, а строительство велось бы на иностранной верфи.
Стоимость каждого судна разбита на две части: за два первых процессора ВСЗ получит по €15,9 млн и 1,634 млрд рублей. Разбивка сделана неслучайно — часть оборудования будет куплена за рубежом. Таким образом, верфь застраховала себя от скачков валюты, которые после обострения отношений с Западом стали нормой для российской экономики. В рублях оплачивается оборудование, закупаемое в России, и работа самой верфи. Интересно, что третье судно серии будет стоить те же 1,634 млрд рублей, но в иностранной валюте цена на €1 млн ниже — €14,9 млн.
Как отмечают собеседники "Ъ" в судостроительной отрасли, в случае удачного успешного выполнения заказа ВСЗ может стать опасным конкурентом для других верфей, претендующих на заказы рыболовов. В их числе, к примеру, входящие в ОСК петербургская "Северная верфь", калининградский судостроительный завод "Янтарь", а также частный Невский судостроительно-судоремонтный завод, расположенный в Шлиссельбурге. "Четыре судна — это предварительный заказ. Рыбаки будут смотреть на результат работы ВСЗ. Вполне вероятно, что общее количество судов возрастет до 12. Часть заказчиков склоняется к тому, что строить рыболовецкие суда нужно на одной верфи — там будут отработанные технологии, к тому же можно будет убедиться в качестве строительства", — рассказал источник "Ъ" на рынке.
Впрочем, против этой версии может сыграть фактор ограниченного времени: если рыболовы не хотят потерять свои доли квот на вылов биоресурсов, то получить готовые суда им нужно к 2019 году. В таком случае ВСЗ даже при идеальном качестве просто не вместит всех желающих.