Мусор ждет выноса
Реформа системы обращения с ТКО в Башкирии откладывается
Власти Башкирии утвердили территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), но решили подождать с утверждением нового коммунального тарифа за вывоз мусора. В минэкологии ссылаются на то, что ждут принятия недостающих нормативных актов федерального уровня. Откладывается и отбор региональных операторов, с которыми должны быть заключены 10-летние договора на полный цикл работ — от сбора до захоронения ТКО. На место региональных операторов, по информации собеседников „Ъ“, претендуют как местные, так и федеральные игроки.
Вице-премьер Башкирии Владимир Нагорный утвердил территориальную схему обращения с ТКО, сообщила пресс-служба министерства экологии и природопользования республики. Принятие таких схем в регионах пре-
дусмотрено федеральным законодательством. С 1 января 2017 года региональные власти должны также отобрать операторов по обращению с ТКО и установить для населения новый коммунальный тариф «за вывоз мусора».
Башкирская территориальная схема обращения с ТКО в утвержденном варианте не опубликована — на сайте минэкологии размещен лишь ее проект. Из него следует, что республика разграничена на пять территориальных зон, в каждой из которых будет работать самостоятельный региональный оператор. Его должны отобрать на конкурсе для заключения контракта на 10 лет. В соответствии с договором регоператор обязан предоставить полный спектр услуг по обращению с мусором — от содержания уличных контейнеров до утилизации и захоронения ТКО на полигонах. Ему также предстоит ликвидировать стихийные свалки (2,77 тыс. на конец 2015 года). Предполагается, что регоператор будет работать на договорах с владельцами объектов размещения отходов, включенных в госреестр (в него включены 22 полигона и 13 мусоросортировочных комплексов).
Крупнейшая — центральная зона действия регоператора включает Уфу и 14 районов. На ней должны работать восемь полигонов, в том числе новая очередь полигона в Новых Черкассах емкостью 3,2 млн тонн мусора. В этой зоне, как предполагается, до 2026 года будет захоронено 5 млн тонн отходов. Ко второй — северной зоне — отнесены 14 районов и 10 полигонов, ее емкость оценивается в 1,54 млн тонн отходов. В третью — южную зону вошли Салават, Стерлитамак, Кумертау, Сибай и 18 районов с объемом захоронения около 3,9 млн тонн на 10 полигонах. К четвертой — западной зоне отнесены 11 районов и девять полигонов на 1,54 млн тонн ТКО. Пятая зона — ЗАТО Межгорье. Здесь планируют до 2026 года захоронить 12 млн тонн отходов. В течение 10 лет в республике должны появиться девять новых полигонов ТКО, а также сеть муниципальных, межмуниципальных центров обращения с ТКО, мусороперегрузочных пунктов и сортировочных участков. Предусмотренные в схеме перерабатывающие мощности рассчитаны на то, что объем производимого мусора в республике увеличится с 1,2 млн тонн в 2015 году до 1,88 млн тонн в 2026-м, при этом объем его захоронения снизится с 1,1 млн до 470 тыс. тонн. Основными источниками ТКО в регионе являются неопасные отходы предприятий (около 35%), отходы офисов и бытовых помещений (около 30%), несортированный жилищный мусор (около 25%).
Конкурс по отбору операторов был запланирован до конца года, но, вероятно, будет отложен на 2017 год, а принятие тарифа — на лето 2017 года, сообщил „Ъ“ замминистра экологии и природопользования республики Филюс Яхин. «У нас пока нет от правительства РФ методических указаний по тарифному регулированию, без которых невозможно определить стоимость услуг регоператоров и правила обращения с ТКО. Этот блок обязательств должен быть отражен в контракте,— отметил чиновник.— Регоператорам для начала работы нужно как минимум полгода, чтобы заключить договоры с перевозчиками, населением, владельцами полигонов. У нас 40% населения живет в селе и еще 10% в частном секторе городов».
Участники рынка, между тем, сообщили „Ъ“, что на статус региональных операторов в Башкирии претендуют несколько московских и местных игроков. По информации председателя Союза экологов республики Александра Веселова, это структуры, интересы которых лоббируют в том числе чиновники администрации Уфы, вице-премьер Дмитрий Шаронов и бывший вице-премьер Эрнст Исаев. По мнению господина Веселова, основная борьба развернется за статус регоператора в уфимской зоне. «Поэтому, я считаю, было стратегической ошибкой закладывать в схему только одного оператора в этой зоне. Для создания конкурентной среды их должно быть два, что способствовало бы и улучшению качества услуг, и сдерживанию тарифов. Мусорный бизнес становится все более привлекательным, так как тариф должен вырасти в пять-десять раз к сегодняшнему, и появление монополиста на местном рынке очень нежелательно».