В борьбу с неплатежами в ЖКХ включилась Вологодская область
Координация действий участников платежной цепочки и ужесточение законодательства — такие меры должны помочь региону
«Коммерсантъ» уже стал инициатором проведения круглых столов, посвященных ситуации с неплатежами в ЖКХ в Ростовской, Воронежской, Волгоградской, Самарской и Ульяновской областях, в Краснодарском крае и на Северном Кавказе. Очередной круглый стол прошел в Вологде при поддержке Законодательного собрания Вологодской области. Генеральными партнерами выступили ПАО «Россети» и ПАО «МРСК Северо-Запада», стратегическими — ОАО «ТГК-2» и ОАО «Вологдаэнергосбыт».
То, что проблема неплатежей в ЖКХ стоит в регионе очень остро, демонстрирует уже список участников круглого стола. В его работе приняли участие заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий, председатель Законодательного собрания Вологодской области Андрей Луценко, первый заместитель губернатора Вологодской области Антон Кольцов, заместитель губернатора Вологодской области Виталий Тушинов, профильных чиновников из мэрии Вологды и Череповца, руководства УФССП, УФАС и Северо-Западного управления ФС «Ростехнадзор» по Вологодской области, руководители коммунальных, генерирующих, сбытовых компаний.
1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон №307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Однако по-прежнему нет реальных механизмов оперативного воздействия на неотключаемых потребителей, недобросовестные управляющие компании, образовался дисбаланс в системе санкций, применяемых к участникам рынка.
«По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, совокупный объем долгов регионов России за услуги жилищно-коммунального хозяйства составил на сегодня 1 трлн 86 млн руб.,— подтверждает Виктор Рогоцкий, заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике.— Цифры долгов подрастают с пугающей скоростью, что безусловно негативно сказывается на качестве подготовки к отопительному сезону, на уровне инвестиционной привлекательности российской энергетики и ЖКХ».
Начальник департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области Антон Стрижов добавляет, что долги за все энергетические ресурсы в регионе, по данным на 1 октября 2016 года, составляют более 7,126 млрд руб. Из них за электроэнергию — свыше 1,941 млрд руб., за газ — 1,526 млрд руб., за тепловую энергию — 2,615 млрд руб. и 1,042 млрд руб. — за водоснабжение и водоотведение. «На образование задолженностей влияет наличие недобросовестного посредника в системе расчетов за услуги ЖКХ (некоторых УК и ТСЖ), а также снижение покупательской способности среди населения, в том числе за счет ежегодного роста тарифов»,— подчеркивает господин Стрижов.
Инструменты должны работать
При этом участники рынка отмечают, что сам по себе закон №307 является положительным фактором в работе по сокращению задолженности. «Закон предусматривает целый ряд нововведений, в частности по повышению штрафных санкций в отношении неплательщиков за несвоевременную оплату ресурсов и услуг, а также административную ответственность в отношении руководителей предприятий и самих юридических лиц за нарушение порядка ограничения режима потребления энергетических ресурсов, непредоставление финансовых гарантий, самовольное подключение к сетям — электрическим, тепловым, газовым. К сожалению, кроме увеличенных штрафных санкций за несвоевременную оплату, другие положения закона работать не начали, так как до настоящего времени нет подзаконных актов — постановлений, регламентов,— отмечает директор по энергосбытовой деятельности ОАО «ТГК-2» Валерий Маковский.— Наши действия по взиманию долгов в судебном порядке не столь эффективны и действенны, как предусмотренные законом меры. Дело в том, что судебные процедуры достаточно длительны по времени — от шести до девяти месяцев, в результате мы своевременно отпускаем товар, а оплату получаем намного позже предусмотренного договором срока. Это, в свою очередь, усложняет наши расчеты с поставщиками топлива, компаниями, оказывающими услуги по ремонту и подготовке оборудования и тепловых сетей. Уверен, скорейшая разработка необходимых нормативных документов позволит стабилизировать сложившуюся ситуацию и будет способствовать снижению задолженности».
Одна из актуальных проблем — возникшая десинхронизация штрафных санкций между энергетиками, организациями коммунального комплекса и потребителями, что приводит к кассовым разрывам, достигающим 60 дней. В соответствии с ФЗ №307, гарантирующий поставщик применяет пени в размере 1/130 ставки рефинансирования к населению, УК, тепло- и водоснабжающим организациям, ТСЖ и ЖСК с 91-го дня. При этом на оптовом рынке перед производителями электроэнергии он обязан рассчитаться авансом, а сетевая организация применяет к гарантирующему поставщику пени в размере 1\130 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки оплаты. Кроме того, сетевой организации проще взыскать пени с гарантирующего поставщика, чем ГП — собрать с потребителей: далеко не все пени, начисленные потребителям, реальны к взысканию. Дисбаланс в системе мер дестабилизирует ситуацию на розничном рынке. Условия расчетов должны быть одинаковыми для всех его игроков.
Источником серьезной проблемы может стать и тот факт, что, согласно новому закону, физическим лицам не начисляются пени за просрочку платежей в течение первого месяца, тогда как управляющие организации должны оплачивать пени с первого дня просрочки, не получая платежей населения в первый месяц, считает Валерий Маковский. В связи с этим, по его мнению, возможно увеличение просрочек платежей ранее благополучных плательщиков: у жилищных организаций исчезает источник финансирования для исполнения собственных обязательств.
Заместитель генерального директора ПАО «МРСК Северо-Запада», директор филиала «Вологдаэнерго» Виктор Луцкович рассказывает, что подобной проблемы помогает избежать заключение прямых договоров с непосредственными потребителями. «До этого года прямые договоры были заключены с 29 потребителями, а на сегодня по прямым договорам компания работает с 2116 потребителями, что составляет почти 50% от их общего числа. Ориентиром служат все наши 4,9 тыс. потребителей»,— рассказывает Виктор Луцкович.
Результат оправдывает усилия: объем оказанных предприятием по прямым договорам услуг на 1 октября составил 324 млн руб., из которых оплачен 231 млн руб., то есть более 70%. По словам Виктора Луцковича, для предприятия это существенная сумма, от которой зависят производственные планы и задачи. «Прямые договоры с конкретным потребителем позволяют нам самостоятельно предъявлять к оплате счета и получать деньги за услугу без задержек. Мы объясняем потребителю, что, заплатив напрямую, он вносит свой вклад в надежность энергоснабжения региона и своего предприятия. Мы будем и дальше продолжать эту работу и рекомендуем прямые договоры другим предприятиям как эффективную форму борьбы с неплатежами»,— резюмирует Виктор Луцкович.
Власти поддерживают эффективную инициативу поставщиков ресурсов. «Мы инициируем переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями,— отмечает заместитель мэра Вологды Сергей Воропанов.— Это уже сделали 70% управляющих компаний. В 30% отсутствуют решения собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Реализуется проект „Жилкомнадзор“ — это общественный контроль деятельности УК с привлечением специалистов. В этом году проведено 26 проверок — проинспектировано 14 управляющих компаний».
Координация действий и инициатива
По итогам круглого стола был сформирован пакет предложений. По словам председателя Законодательного собрания Вологодский области Андрея Луценко, все предложения будут систематизированы, рассмотрены и учтены. Часть их касается необходимости внесения изменений в законодательство, часть — операционных изменений с целью улучшения взаимодействия всех структур.
В частности, должен быть радикально сокращен непомерно раздутый перечень потребителей, не подлежащих отключению. Заместитель генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» (в холдинг входит «Вологдаэнергосбыт») Сергей Сенников занимает жесткую позицию по этому вопросу: «В отношении потребителей, которых сетевая организация по каким-то причинам не может ограничить, например подключены субабоненты, она обязана произвести организационно-технические мероприятия, чтобы обеспечить такую возможность. Эти мероприятия должны планироваться, заноситься в инвестиционные программы, нужно предусматривать источники финансирования. Мы готовы ждать год, два, пять, но через пять лет должна быть обеспечена возможность отключить любого должника».
Многое можно предпринять и в рамках действующего законодательства, уверен Сергей Сенников. Это, например, такие меры, как компенсация разницы экономически обоснованных и фактически установленных тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального и водо-коммунального хозяйства, их обеспечение автономными резервными источниками энергоснабжения, меры к арендаторам объектов тепло- и водоснабжения, нарушающим условия договоров аренды, в том числе в части своевременности расчетов с РСО, обеспечение согласования уровня аварийной брони потребителями, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, проверка предприятий ЖКХ на предмет преднамеренного банкротства и др.
Актуальный вопрос — расчеты с предприятиями бюджетной сферы. Особенно недобросовестно в последнее время рассчитываются организации, финансируемые из федерального бюджета. 46% бюджетной задолженности за электроэнергию в Вологодской области приходится на федеральный бюджет. «Закладываемых в бюджете лимитов на электроэнергию стабильно не хватает»,— отметил Сергей Сенников и предложил обратиться к главным распорядителям средств федерального бюджета и при необходимости в Минфин с целью обеспечить финансирование подведомственных учреждений в полном объеме.
Вести более жесткую политику в отношении УК предлагает Сергей Воропанов. «С учетом того, что недобросовестные УК плохо выполняют не только обязательства по выплатам средств ресурсоснабжающим организациям, но и по обслуживанию жилого фонда, мы рассматриваем эти проблемы комплексно»,— подчеркивает чиновник. В частности, власти города предлагают расширить полномочия муниципального жилищного контроля, ужесточить условия лицензирования УК, упростить переход дома от одной УК к другой в случае прекращения управления первой организацией.
«Мы считаем необходимым дополнить лицензионные требования, определенные ст. 193 Жилищного кодекса РФ, новым требованием об обязательном членстве управляющих организаций в саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами. При вступлении управляющих организаций в СРО значительно повысится профессиональный уровень управления жилищным фондом и предоставления услуг, направленных на повышение качества жизни населения, а также будет гарантирована имущественная и финансовая ответственность членов СРО перед ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг из компенсационного фонда СРО»,— поясняет Сергей Воропанов.
Заместитель губернатора Вологодской области Виталий Тушинов добавляет, что переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями стоит всесторонне обдумать. «Это влечет наращивание большого количества персонала внутри самих ресурсоснабжающих организаций, это проблемы правоохранительного регулирования. Поэтому эффективнее рассматривать вопрос о создании РРЦ — региональных расчетных центров. Кроме того, мы поддерживаем идею о том, что нужно лишать лицензий те УК, у которых есть долги за услуги ЖКХ»,— вносит свое предложение замглавы региона.
«Считаю, что только организации, напрямую заинтересованные в повышении собираемости платежей, повышении эффективности системы сбора денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами деятельности ЕИРКЦ,— отметил Виктор Рогоцкий.— На территории региона этим критериям соответствуют только гарантирующий поставщик электроэнергии и единая теплоснабжающая организация. Если функции РКЦ передают сторонней организации, высока вероятность, что это приведет к увеличению расходов, даже по сравнению с содержанием собственных абонентских служб. ЕИРКЦ — это не отдельный бизнес, а по сути инфраструктурная функция».
Что касается операционных изменений, они должны проводиться всеми заинтересованными организациями согласованно и в рабочем порядке, уверены участники мероприятия.
Так, Виктор Рогоцкий считает, что необходимо больше инициативы со стороны самих ресурсоснабжающих организаций. «Очень часто сами предприятия ЖКХ и энергетики не используют или используют спустя рукава все возможные инструменты,— констатирует эксперт.— Вот скажите мне, коллеги, кто из вас передает данные о неплательщиках в бюро кредитных историй? А ведь именно негативная кредитная история перекрывает вашему должнику доступ к вожделенному кредиту. Это только небольшой пример»,— аргументирует свою точку зрения эксперт. «Сейчас надо заняться созданием атмосферы нетерпимости к неплательщикам, создать культуру платить. И рычагов для этого у органов власти, надзорных органов, ресурсников предостаточно. Если объединить усилия, то можно существенно улучшить ситуацию и показать пример согласованной работы»,— резюмирует Сергей Сенников.
Участники мероприятия выразили надежду, что конкретизация в законодательном поле и четкое взаимодействие всех заинтересованных сторон помогут в ближайшее время переломить ситуацию. «Общий размер задолженности достаточно велик, но есть потенциал для его снижения в разы,— уверен Андрей Луценко.— При этом наша главная цель — сделать так, чтобы законные права жителей области были соблюдены».