Авиарынок выходит из пике
Пассажиропоток в октябре вырос впервые за год
Российские авиакомпании впервые за текущий год показали положительный результат по объему перевозок, которые в октябре выросли на 4% по сравнению с октябрем прошлого года. Эксперты считают, что улучшение результатов пока является лишь статистическим эффектом, вызванным низкой базой октября прошлого года, когда прекратила полеты "Трансаэро".
Росавиация опубликовала оперативные данные работы крупнейших российских авиакомпаний (35 перевозчиков обслуживают 99% рынка). Согласно статистике, объемы авиаперевозок пассажиров в октябре 2016 года превысили аналогичный показатель прошлого года на 4%, составив почти 7,8 млн пассажиров. Пассажирооборот в текущем году вырос на 2,4%, до 18,5 млрд пассажирокилометров. Процент занятости кресел также оказался положительным, увеличившись на 0,8 процентных пункта, до 78,8%. По итогам октября первая пятерка авиакомпаний — "Аэрофлот", S7, "Россия", "ЮТэйр" и "Уральские авиалинии" — нарастила пассажиропоток на 35,3%. Этот рост вызван тем, что крупнейшие авиакомпании забрали себе пассажиропоток ушедшей с рынка "Трансаэро".
Темп сокращения перевозок впервые замедлился в сентябре. Тогда российские авиакомпании перевезли 9,1 млн пассажиров, что на 3,9% меньше, чем в сентябре прошлого года, сообщала Росавиация. До сентября перевозки сокращались двузначными цифрами, а за январь-сентябрь пассажиропоток сократился на 7,9% до 67,6 млн пассажиров. "Сейчас происходит "коррекция статистики", поскольку эффект "Трансаэро" подошел к концу",— отмечает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. "Трансаэро" перестала продавать билеты в начале октября прошлого года, а до этого активно демпинговала, что привело к росту пассажиропотока и эффекту высокой базы. Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", согласился с тем, что на данных октября сказался эффект низкой базы и уход "Трансаэро". Собеседник "Ъ" добавил, что сам "Аэрофлот" наращивает пассажиропоток за счет развития внутренних линий и транзитных потоков между Европой и Азией. При этом процент занятости кресел растет благодаря сокращению провозных емкостей на рынке. В пресс-службе S7 сообщили "Ъ", что в этом году компания наращивала парк — флот пополнился двумя Airbus A321 и шестью Boeing 737-800, что позволило начать полеты на новых, а также увеличить частоту полетов на уже существующих популярных направлениях. В компании рассчитывают, что "рост пассажиропотока продолжится в ближайшие месяцы".
Андрей Крамаренко отмечает, что реальная ситуация в отрасли станет понятна, когда будут опубликованы данные с разбивкой на международные и внутренние перевозки. По прогнозам эксперта, до конца года может восстановиться статистический рост пассажиропотока на международных линиях на фоне открытия турецкого рынка и сокращения числа игроков. Но на внутренних линиях ситуация может быть иная — в этом сегменте рост начал замедляться еще в начале года, а без "Трансаэро" показатель может вообще "резко упасть".