Антимонопольщики уперлись в потолок
Ведомство хочет возбудить дело против ЛСР из-за 15 сантиметров
Санкт-Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) рассмотрит возможность возбуждения дела в отношении ОАО "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга"" (СКВ СПб, входит в Группу ЛСР Андрея Молчанова) в связи с нарушением закона "О рекламе" или закона "О защите конкуренции". Покупательница квартиры в ЖК "Дом на Дворянской" подала жалобу на застройщика, обвиняя его в том, что он построил квартиру с высотой потолков в 2,7 м, хотя обещал 2,85 м. Также заявитель недоволен, среди прочего, отсутствием анонсируемых мест под установку кондиционеров и системы видеодомофонной связи.
В Санкт-Петербургское УФАС поступила жалоба от петербурженки, которая купила квартиру в ЖК "Дом на Дворянской", расположенном на улице Куйбышева, 13. Объект возводило ОАО "СКВ СПб", он был введен в эксплуатацию еще в 2013 году. Покупательница утверждает, что застройщик, согласно всем имеющимся документам, обещал построить квартиру с высотой потолков 2,85 м, а также оборудовать на фасаде дома места под кондиционеры, установить систему видеодомофонной связи и импортные электросчетчики. Но при сдаче квартиры покупательница обнаружила, что высота потолков составляет только 2,7 м. Места под установку кондиционеров и система видеодомофонной связи отсутствуют, а вместо импортного электросчетчика стоит счетчик российского производства.
Согласно данным сайта застройщика, "Дом на Куйбышева" — небольшой камерный с двумя парадными входами восьмиэтажный дом на 57 квартир. Цена квадратного метра в этом объекте составляет от 180 тыс. до 245 тыс. рублей.
В рамках рассмотрения заявления антимонопольный орган запросил у СКВ СПб необходимые документы и материалы. По истечении предусмотренного законом срока компания эти документы не предоставила, и УФАС возбудило дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (несвоевременное предоставление сведений). За это полагается штраф от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. В пресс-службе Группы ЛСР "Ъ" сообщили: "ОАО "СКВ СПб" запрос УФАС не получало. Информацией о наложении штрафа на ОАО "СКВ СПб" мы не располагаем". По данным "Ъ", УФАС и застройщик договорились, что компания предоставит все необходимые документы к 5 декабря текущего года. В данном случае, вероятнее всего, штраф будет отменен, отметил собеседник "Ъ" в ведомстве. После получения всех необходимых документов в течение месяца УФАС будет изучать вопрос и решать, возбуждать ли против застройщика дело по нарушению закона "О рекламе" либо закона "О защите конкуренции", или нет.
Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Colliers International в Санкт-Петербурге, отметила, что информация, используемая в рекламных материалах, не может быть использована в качестве доказательства неправомерности деятельности застройщика, поскольку не является юридическим документом и часто дается с оговоркой, что заявленные в ней характеристики проекта могут быть изменены. Илья Андреев, вице-президент Группы BECAR, уверен, что степень изменений, о которых идет речь, не повлияла на потребительские качества квартиры. "А покупательница, скорее всего, хочет приравнять рекламу к договору оферты. Вероятно, параметры объекта, на которые ссылается покупательница, были обозначены в брошюре, а не в договоре", — высказал он свою точку зрения.
Мария Понаморева, старший юрист адвокатского бюро А2, отметила, что главным документом между покупателем и застройщиком служит не рекламный буклет, а договор, в котором четко прописан метраж, высота потолков и прочие условия, обязательные к выполнению, а также технические документы, подтверждающие соответствие изначально приобретаемой жилплощади фактической. "При наличии этих документов закон находится на стороне петербурженки, которая может потребовать от застройщика осуществить переоценку с учетом изменений в характеристиках и возместить ей разницу. Если в договоре было указано, что застройщик обязуется предоставить собственнику конкретные услуги — в частности, установку крепежей под кондиционер и счетчиков определенного производителя, — петербурженка имеет право требовать выполнения этих обязательств", — прокомментировала госпожа Понаморева. Юрист добавила, что за распространение недостоверной рекламы п. 1 ст. 14.3 КоАП предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 до 500 тыс. рублей. Но, по ее словам, доказать факт нарушения законодательства в сфере рекламы на практике достаточно сложно.