Присяжные не нашли оснований

Оправдан предполагаемый заказчик убийства ректора ГУСЭ

Суд присяжных Ленинградского облсуда вынес оправдательный вердикт по уголовному делу об убийстве бывшего председателя комитета Смольного по науке и высшей школе, ректора Государственного университета сервиса и экономики (ГУСЭ) Александра Викторова. Сын предыдущего ректора ГУСЭ Василий Соловьев, обвинявшийся в этом преступлении, был оправдан десятью голосами против двух. Его адвокат Мурад Мусаев благодарит бога за этих десятерых заседателей, а потерпевшие планируют обжаловать будущий приговор, усматривая в действиях защитника «грубые нарушения законодательства».

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Утром 14 ноября судья Леноблсуда Андрей Худяков огласил присяжным заседателям, рассматривающим уголовное дело об убийстве господина Викторова, вопросный лист и напутственное слово. Слуга Фемиды напомнил о том, что преступление было совершено 5 сентября 2012 года. Как ранее писал “Ъ-СПб” , вечером ректор ГУСЭ со своей женой Еленой прибыли в загородный дом во Всеволожске (Ленобласть), где их поджидал киллер Андрей Елисеев. Он расстрелял супругов, ректор скончался на месте, его супруга выжила.

Непосредственные исполнители и организатор были задержаны в считанные дни в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 105 УК (убийство): это организатор преступления Виталий Ковалев (сейчас он проходит в качестве подсудимого по новому уголовному делу о разбойных нападениях. — “Ъ-СПб”), киллер Андрей Елисеев и помогавший в подготовке преступления Вячеслав Макаров. Все они признаны виновными (в зависимости от роли) в убийстве Александра Викторова и осуждены к длительному лишению свободы.

Однако имя предполагаемого заказчика появилось только через несколько лет после преступления: по версии следствия, им оказался сын бывшего ректора ГУСЭ Василий Соловьев. Он был задержан в прошлом году, ему было предъявлено соответствующее обвинение.

Мотивом, как следует из материалов дела, стали его личная неприязнь и месть экс-председателю городского комитета по науке за его деятельность в вузе. Как во время прений утверждала представитель прокуратуры Ленобласти Екатерина Гусева, господин Викторов возглавил вуз по просьбе прежнего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, которой было известно о финансовых нарушениях в ГУСЭ. Согласно материалам дела, вуз недополучил от обучения коммерческих студентов свыше 1,2 млрд рублей. По версии следствия, деньги за коммерческое обучение студенты переводили на счета некоммерческого партнерства «Сервис», президентом которого являлся Василий Соловьев.

Нарушения стали предметом уголовного дела, возбужденного в 2010 году, которое, как считает госпожа Гусева, могло бы помешать карьере Василия Соловьева: после ухода из вуза подсудимый перешел в правительство Московской области.

Ключевыми можно назвать показания двух свидетелей обвинения: Виталия Ковалева и Алексея Смирнягина. Последний рассказал, что именно он познакомил Соловьева-младшего с Ковалевым и именно он передавал от Соловьева Ковалеву пакет с деньгами после убийства Александра Викторова. Впрочем, оба свидетеля, по оценке защитника Мурада Мусаева, давали противоречивые, путаные и неконкретные показания, которые практически невозможно проверить и, соответственно, подтвердить или опровергнуть.

Примерно около двух часов дня коллегия присяжных, заслушав судью Худякова и возражения защитника Мусаева, посчитавшего, что напутственное слово носит обвинительный уклон, удалилась в совещательную комнату. В первый раз народные судьи вышли около 17:00, но из-за неточности в оформлении ответов они были отправлены обратно. Во второй раз они огласили свой вердикт: десятью голосами против двух коллегия оправдала Василия Соловьева. Конвойные попытались отвести его в конвойное помещение, но защитник Мурад Мусаев не дал этого сделать: «Он теперь свободный человек, ведите туда кого хотите». Сам Василий, еще, похоже, не пришедший в себя, отправился обнять свою мать. Затем адвокат проводил своего клиента до автомобиля.

Добавим, что среди публики находились двое прежних заседателей этой коллегии присяжных, исключенных из нее практически накануне вердикта. Оба бывших народных судьи выслушали результат и покинули зал.

После заседания господин Мусаев, охарактеризовавший этот судебный процесс как «кошмарный сон для любого адвоката», объяснил “Ъ-СПб”, что оправдательный вердикт объясняется непредвзятостью судей: «Спасибо богу за тех десятерых присяжных, я безмерно благодарен им — без них, как бы это пафосно ни звучало, справедливость бы не восторжествовала».

Потерпевшие — жена, сын и дочь Александра Викторова, неоднократно заверявшие присяжных в своей уверенности в виновности Василия Соловьева,— были огорошены таким результатом судебного процесса. По мнению Владимира Викторова, сына убитого ректора ГУСЭ, такой результат стал возможен из-за «грубых нарушений стороной защиты действующего законодательства». Господин Викторов заявил “Ъ-СПб” о намерении обжаловать будущий приговор и в этом документе конкретизировать все нарушения.

Дмитрий Маракулин

Вся лента