Стихия блока
Как и на ком отразится блокировка LinkedIn
Сервис LinkedIn, который функционировал как социальная сеть для поиска и налаживания деловых контактов, решено заблокировать на территории России за нарушение закона о локализации персональных данных. Глобально блокировка сети не отразится на российском рынке труда, но узкой аудитории топ-менеджеров придется несладко, практически единогласно считают эксперты, с которыми поговорил “Ъ-Lifestyle”.
Алена Владимирская, руководитель проекта «Антирабство»:
«Если посмотреть на сервис с точки зрения массового рекрутинга, российский рынок труда, конечно, не теряет ничего, потому что LinkedIn в рамках массового найма был практически незаметен. Однако он был очень важен для определенного сегмента — это в первую очередь ИТ-консалтинг, инновационный бизнес и финансы. Кроме того, сервис был полезен для всех людей, которые хотели бы работать в международных компаниях, потому что в их случае это была основная площадка для публикации вакансий. Причем для этого сегмента — для топ-менеджеров, менеджеров среднего звена — он работал именно как социальная сеть, которая особенно часто использовалась для пассивного поиска работы, ведь не всегда хочется афишировать свою анкету, чтобы ее видели все эйчары. Активность там вообще не обозначала, что человек находится в поиске работы. Если люди не уверены, хотят менять место или нет, они могли найти нужного человека в компании, которая их интересует, ментора, который бы проконсультировал их по поводу определенной позиции. То есть в рамках истории с блокировкой большие возможности теряет узкая прослойка людей — молодые и не очень карьеристы. И конечно, это большая потеря для хедхантеров, потому что сервис был основным рабочим инструментом».
Виктор Копченков, эксперт по маркетингу, основатель сообщества Marketing in Russia:
«У меня самая большая профессиональная группа в русском сегменте LinkedIn — Marketing in Russia (больше 26 тыс. участников). Группа используется для коммуникации в профессиональном сообществе — для обмена контактами на рынке, продвижения своего бизнеса, организации мероприятий — как для развития сообщества, так и для собственных целей. Плюс такой коммуникации через соцсеть для клиентов — возможность выхода на узкий круг лиц, которых невозможно найти через другие каналы. Например, это все люди, работающие в банках и занимающие должность директора или вице-президента по развитию бизнеса. LinkedIn — единственная сеть, где можно очень точно вычислить подобный сегмент и выстроить узконаправленную коммуникацию. Еще одна особенность LinkedIn заметна, если вы интересуетесь западными рынками или мероприятиями, ведь это отличный канал коммуникации. Я сам не раз получал партнёрские предложения от западных предпринимателей и приглашения на интересные отраслевые мероприятия — например, меня пригласили в консультативный совет World Brand Congress.
От блокировки ресурса больше всего пострадают те, кто ищет перспективы на глобальном рынке или в западных компаниях. Естественно, и “с другой стороны баррикад” станет работать сложнее — некоторые квалифицированные специалисты станут менее доступными для предложений работы. LinkedIn был самым простым каналом выхода на западные рынки для аудитории b2b — business to business. В этой сети можно было найти сотрудников практически из любой более-менее заметной американской или западноевропейской компании и установить контакт с ними. Конечно, есть общедоступные средства обхода блокировки, но необходимость их применения наверняка негативно повлияет на уровень использования небольшой, но очень полезной сети профессиональных контактов».
Сергей Денисенко, ведущий специалист пресс-службы Superjob.ru:
«В России LinkedIn не решал задач массового найма. В большей степени он использовался как инструмент для самопрезентации профессионалов, поддержания деловых контактов. Во-первых, это вспомогательные функции для поиска работы и развития карьеры, во-вторых, они не уникальны: в мобильном приложении Superjob, например, уже давно есть инструмент карьерного нетворкинга “Мои связи”. Так что после окончательной блокировки Linkedin его пользователи просто перейдут на другие сервисы. И это не станет каким-то значимым событием для других платформ, так как в России не так уж много пользователей, для которых Linkedin был единственной платформой.
Неприятно отключение от сети будет только для тех специалистов и менеджеров, которые были ориентированы на глобальное развитие, на поиск работы или связей по всему миру. Связи, конечно, легко восстановятся через Facebook, который, кстати, заявил о создании сервисов, конкурирующих с Linkedin. Так что, если LinkedIn не удастся договориться, то аудиторию просто “поделят” Facebook и Superjob».
Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter:
«В масштабах всего рынка труда блокировка LinkedIn не станет значимым фактором. Но на отдельные сегменты рынка — особенно ИТ и менеджмент среднего и топ-уровня Москвы, Санкт-Петербурга и еще пары-тройки крупных городов — это событие может оказать заметное влияние. На время высококвалифицированные специалисты, особенно ориентированные на работу в крупных иностранных компаниях, могут оказаться с более ограниченным набором вариантов развития карьеры. В то же время не думаю, что это будет затяжным явлением: активные соискатели вполне способны найти другие источники информации о вакансиях, а работодатели, заинтересованные в найме сотрудников в России,— активизировать альтернативные источники информации о кандидатах. Так что наиболее заметные потери будут у пассивных кандидатов и работодателей, не готовых выделять дополнительные ресурсы на работу с российским рынком труда. Важнее, что LinkedIn — это в первую очередь профессиональная соцсеть. Так что тут, скорее всего, даже большие потери будут по части снижения социального капитала профессионалов. Ведь они потеряют возможность общаться и расширять круг профессиональных контактов».
____________________________________________________________________