Московская сеть алкомаркетов "Вино и бочка" закрывает магазины в Петербурге и сокращает количество точек в столице. Росстат рапортует о снижении потребления вина за девять месяцев 2016 года на 1,6%, до 39,4 млн дал, что в целом находится в общем тренде алкогольного рынка, который за три квартала этого года продемонстрировал падение на 1,6%, до 816,4 млн дал, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики считают, что на "Вино и бочку" могла повлиять не только общерыночная ситуация, но также и недостаточное количество магазинов в Петербурге, которых у компании в городе только два, — крупные сети традиционно более устойчивы.
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото
Два петербургских магазина московской сети "Вино и бочка", специализирующиеся на продаже вина, коньяка, виски, пива, расположены на Невском проспекте и на улице Савушкина. Как подтвердили сотрудники обоих алкомаркетов, магазины готовятся к скорому закрытию, что планируется сделать до конца 2016 года, а сейчас в обеих точках завершается распродажа алкоголя.
По данным сайта "Вина и бочки", в Москве у сети восемь магазинов, сотрудники которых рассказали, что в ближайшее время прекратить свою работу должны точки на Бакунинской улице, на улице Симоновский Вал, а также на улице Б. Черемушкинская. Кроме этого, у сети есть алкомаркеты в Сочи, однако вчера связаться с ними не удалось.
В центральном офисе компании вчера не отвечали на звонки, на письменный запрос корреспонденту "Ъ" было сказано, что вопросы о дальнейшей судьбе сети и о причинах сокращения были перенаправлены руководству, но до выхода статьи ответы так и не были предоставлены.
По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "Управляющая компания "Виномания"", развивающее сеть "Вино и бочка", по данным на 2015 год, принадлежала в равных долях Артуру Варжапетяну и Армену Шахазизяну. Генеральный директор компании Роман Нараев выступает владельцем "дочек" УК "Виномания" — "Виномания-Сочи" и "Виномания-МО". Кроме того, он является владельцем компании "Виномания-СПб".
Как ранее писал "Ъ", по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), по итогам трех кварталов 2016 года розничные продажи алкоголя в России составили 816,4 млн дал, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Отмечается, что пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина — на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского — на 4,2% (14,6 млн дал), коньяка и бренди — на 2,3% (7,4 млн дал), виски — на 8,7%, до 2,8 млн декалитров.
Максим Черниговский, генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", говорит, что в 2016 году участники винного рынка в целом не почувствовали снижения объемов продаж своей продукции в Петербурге, хотя уровень и не дотягивает до продаж в 2014 году. "Продажи отечественных производителей вина незначительно снизились, по сравнению с 2015 годом, зато увеличились объемы реализации импортной алкогольной продукции. Сейчас потребительский рынок балансирует между стагнацией и рецессией, что вынуждает слабых игроков покидать алкогольный рынок. Сейчас особенно сложно построить рентабельный бизнес, жестко ориентированный на алкогольную продукцию, особенно, если сеть алкомаркетов насчитывает два-три магазина. У крупных сетей транспортная и складская логистика менее затратна, за счет оптимизации своих затрат они могут в тяжелый период сбалансировать убыточные магазины доходами прибыльных", — высказывается господин Черниговский.
Другие участники розничного рынка алкоголя подтверждают, что им известно о закрытии магазинов московского игрока. Но при этом, к примеру, в торговой сети "РосАл" (у которой в Петербурге более 40 точек), говорят, что спрос не падает, а их компания и другие крупные участники рынка активно развиваются. Крупнейшие сети, работающие в Петербурге, помимо "РосАл", — это "Ароматный мир", "Градусы", "Норман".