КГИ ищет решение сорока пяти школьных задач
Гражданам предложат выбрать из нескольких вариантов ответа
Эксперты Комитета гражданских инициатив подготовили рекомендации по развитию школьного образования страны. В предложениях говорится о необходимости индивидуального подхода к ребенку, снижении бюрократической нагрузки в школах и поощрении педагогических экспериментов. Авторы доклада составили список из 45 наиболее сложных проблем российской школы и предлагают гражданам выбрать для них решение из нескольких вариантов.
Рекомендации по развитию российской школы были подготовлены экспертами проекта "Сеть сетей", объединяющего образовательные сообщества. Координировал работу Александр Адамский, научный руководитель института проблем образовательной политики "Эврика". Документ будет обсуждаться 19 ноября в рамках Общероссийского гражданского форума.
Вначале авторы перечислили "хронические" проблемы российского школьного образования. Прежде всего это нехватка денег: с 2013 по 2015 год финансирование сократилось на 9%, при этом количество обучающихся выросло на 7%. Эксперты говорят о сокращении числа школ на 29%. При этом доступность их различается: например, если в Санкт-Петербурге 97% детей и подростков охвачены общим образованием, то в Ингушетии — всего 62%. Вызывают тревогу и показатели России в Международных сопоставительных исследованиях (PISA) — они ниже среднего по многим странам ОЭСР. Перечислив эти и другие проблемы, авторы доклада делают вывод: "Российская система общего образования институционально не задает и институционально не реализует характеристики, определяющие развитие современных технологий, экономики и рынка труда".
Эксперты называют основные принципы, на которых должна строиться современная российская школа. "Первый из них — индивидуализация образования,— рассказал "Ъ" Александр Адамский.— Образование должно раскрыть способности и наклонности ребенка, создать ситуацию для его самореализации". По его словам, этот процесс уже начался, но требует дополнительных усилий: переподготовки учителей, изменения системы оценки. "Сегодня доминирует система контроля, надзора, как можно более частых проверок,— говорит господин Адамский.— Но когда речь идет о миллионах детей, то вместо персонализации дело идет к унификации". Второй принцип — самостоятельность школ. "В законе говорится, что школа должна сама утверждать расписание и многое другое,— напоминает эксперт "Эврики".— Но по факту этого нет; наоборот, от школ требуют запредельное количество отчетности. Это настоящее лицемерие". Также авторы доклада говорят об открытости образования, многообразии программ, поощрении экспериментов, академической мобильности педагогов.
"В подготовке документа участвовали тысячи людей, и все равно оказалось, что по ряду принципиальных вопросов у профессионального сообщества нет общего мнения,— говорит Александр Адамский.— Поэтому мы решили, что не будем навязывать одно решение, а предложим обсудить все варианты". В итоге авторы подготовили 45 проблемных тем: например, по вопросу итоговой аттестации школьников предлагается сразу пять возможных вариантов. Кроме возможности "оставить все как есть" эксперты предлагают передать экзамены на уровень школы или, напротив, проводить итоговую аттестацию внешними, не зависимыми от государства центрами. Вопрос о перегрузке учителей отчетностью предполагается решить тремя способами: заменить бумажный документооборот компьютерными программами, жестко синхронизировать все проверки либо просто доплачивать учителям за работу с документами.
По словам Александра Адамского, доклад будет изучаться в рабочей группе по разработке стратегии развития страны на 2018-2024 годы в аналитическом центре при правительстве РФ, в комитете по образованию и науке Госдумы и в администрации президента. "Но мне хотелось бы, чтобы этими идеями заинтересовались граждане, родители учеников,— говорит господин Адамский.— Мне кажется, что проблемы ЕГЭ появились во многом из-за того, что его навязали сверху без обсуждения".
"Очень показательно, что эксперты, подготовившие доклад для бывшего министра финансов Алексея Кудрина, жалуются на недофинансирование образования, на закрытие школ и так далее,— говорит зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.— Да и сам господин Кудрин постоянно говорит, что нам надо наращивать вложения в человеческий капитал. Но позволю себе напомнить: когда он был министром, он каждый раз отказывался принимать наши предложения о повышении финансирования сферы образования. Видимо, уход из правительства поспособствовал гуманизации его взглядов".