Цена умиления
Расклад
Маленькие артисты и взрослые шутки — каналы соревнуются за зрителя, выпуская детские телешоу
"Сильнее, сильнее! Мочи!" — подбадривает участников шоу юных кулинаров на СТС ведущий Андрей Шмаков, бренд-шеф столичного отеля "Метрополь". Ребята колотят большущими, размером с метлу, половниками, скалками и венчиками по голове Шмакова — не живого, а из папье-маше, огромная кукла свисает с потолка в телестудии. С искусственной человеческой головы летят ошметки бумажной кожи. Наконец детям достается награда: из раскуроченной болванки маленькие повара вынимают фартуки со своими именами: Андрей, София, Герман, Зоя... На детских лицах — улыбки: шоу началось.
Программа выходит днем по воскресеньям. А в воскресный вечерний прайм-тайм за внимание зрителей конкурируют уже два федеральных тяжеловеса. "Первый канал" демонстрирует шоу детских талантов "Лучше всех!" с ведущим Максимом Галкиным, а "Россия 1" — конкурс юных талантов "Синяя птица" с Мацуевым и Цискаридзе в жюри.
Похоже, что телебоссы уже не рассчитывают накачать рейтинг песенными, танцевальными и фигурно-катальными проектами — на них делалась ставка в прежние сезоны. Теперь каналы наперегонки пытаются завоевать аудиторию шоу с участием детей. Детоцентризм в его диковатом отечественном виде ("Огонек" писал об этом в N 21 за 2016 год, "Пуп семьи"), сочетающий мещанское умиление собственным чадом и нереализованные родительские амбиции, теперь взят на вооружение телеканалами.
Шоу под звездами
— Так, где критерий, определяющий, что есть благо, благая цель, благое средство? — спрашивает Владимир Соловьев у 13-летнего конкурсанта "Синей птицы" ("Россия 1"). Здесь он не ведущий, а предстает как виртуоз ораторского искусства.
— Этот критерий в каждом из нас, это наш внутренний судья, внутренний голос,— отвечает Артем Зельдич. Он соревнуется с другими юными ораторами в категории "Трибуна", каждый из них проходит испытание Соловьевым.
— Внутренний голос шепчет маниакально настроенному типу: иди и убей! — парирует Владимир Рудольфович школьнику.— Как критерий это слабовато. Так, как определить, что хорошо, а что плохо? Что тебе в ухо шепчет Господь, а что — дьявол?
Конечно, было бы интересно получить ответ на этот вопрос и от господина Соловьева. Но здесь спрашивает он. А мальчик молчит. Зрители в студии аплодируют.
Шоу продолжается.
"Трибуна" — новинка нынешнего сезона "Синей птицы". Сам конкурс юных талантов был апробирован на зрителях год назад. По формату, настаивают создатели, это не попса, программа ближе каналу "Россия К" (прежде "Культура"), только вынесена на массовую аудиторию — "Россию 1". По задумке дети из разных городов страны демонстрируют свои умения: исполняют оперные партии и балетные этюды, поют, играют на музыкальных инструментах, выступают с цирковыми трюками. Многие из конкурсантов — уже успешные артисты: они участвуют в концертах, лауреаты многочисленных и международных... О некоторых члены именитого жюри уже наслышаны, а порой и хорошо с ними знакомы. Одним словом, уровень "Культуры".
А что же с массовым зрителем? Для него пышные декорации, большой оркестр, театрализованные номера, SMS-голосование за понравившегося маленького артиста. Как бы создатели ни отнекивались, признаемся: это все-таки шоу. Не зря в кадре (помимо юных участников конкурса) — знакомые все лица: известные актеры, музыканты, телеведущие. Ведь без звезды шоу не продвинешь. Только раньше звезды сами пели и танцевали, а теперь общаются с детишками.
Чем младше, тем лучше
Шоу "МастерШеф.Дети" (СТС) — это адаптация популярной американской программы, успешной во многом благодаря харизме ведущего — британского шефа Гордона Рамзи. Это он поставил на поток кулинарные шоу. Соревнования маленьких поваров уже несколько сезонов идут в США, своя премьера была в Индии. У российской версии — второй сезон. Создатели уверяют: будет интереснее, потому что ставка сделана на совсем маленьких участников. Реакция умиления уже пошла: зрители спрашивают, как попасть на съемку, когда дети готовят в реальном ресторане, как стать гостем-дегустатором, потому что уж "очень хочется увидеть этих чудо-деток живьем".
Дети и правда чудо. Один из них, 12-летний конкурсант Игорь Булычев, говорит о себе: "В шоу я участвую, чтобы узнать, насколько я лучше других, насколько я идеален, вообще узнать свои возможности". И добавляет в камеру: "Дурацкое человеческое честолюбие, развитое в прогрессивном обществе". В шоу мальчик готовит, например, треску в тесте катаифи с острыми азиатскими овощами. Другие участники преподносят ведущим (они же судьи) на пробу среди прочего: свиную вырезку с диким рисом и яблочным чатни, бурсаки с молодым картофелем и шампиньонами, немецкий суп айнтопф...
Зарубежный формат, маленькие исполнители (среди них много восьмилетних детей) и российские реалии дают странный результат. Одни зрители указывают на нестыковки: "Видно, как маленький участник еле-еле чистит корень сельдерея или режет морковь корявенькими полосочками". Другие недовольны меню: сплошные чатни да бурсаки. Третьи указывают на product placement в детской передаче, а по-простому рекламу товаров. Однако чаще критикуют ведущих за то, что не умеют контактировать с детьми. Этот упрек звучит в адрес всех детских шоу. Но дети, похоже, готовы потерпеть ради главного приза: лучший маленький шеф сможет пройти курс обучения в Лондоне в кулинарной школе Джейми Оливера — известного повара и телеведущего. Конкуренция между участниками, кажется, возведена в абсолют.
Шоу продолжается.
Недетский смех
Ставку на самых маленьких делают и создатели шоу детских талантов "Лучше всех!" на "Первом канале". В программе себя уже показали шестилетние, воздушная гимнастка и каратистка; пятилетние, пародистка Аллы Пугачевой и знаток всех достопримечательностей мира; трехлетние, мотогонщик и шахматист... Здесь главное — зрелищность, а награда — медаль участника. Победителю зрительского голосования обещано участие в новогодней программе канала. Как всегда, присутствуют звезды, например девочку-боксера экзаменовал Николай Валуев. Не всерьез, конечно, в шутку. Тут все ради смеха, и ведущий под стать — Максим Галкин. Но глубоко ошибается тот, кто думает, что задача передачи — показать милых детей с забавными перлами. "Лучше всех!", как и остальные детские конкурсы, заражен вирусом взрослости. Детские шоу откровенно эксплуатируют юмор, непонятный маленьким участникам,— зрители-то взрослые.
— Это ведь несложно,— обращается Галкин к семилетнему Александру Черемных из Екатеринбурга, увлеченному кроссвордами и головоломками. Одновременно ведущий пытается уложить фрагменты одной из них в правильном порядке и делает это намеренно неуклюже.— Похоже на парковку в центре Москвы.
Зал смеется. Мальчик явно в смятении, но чувствует, что надо смеяться, и мило хохочет.
— Чувствую себя проектировщиком стадиона "Зенит",--Галкин собирает из деталей конструктор по схеме и делится ощущениями,— нам для окончания строительства нужно еще пару миллионов. У тебя будет? — неумолимо спрашивает он у Саши.
Саша уже смекнул, как надо дяде-ведущему отвечать, и заливисто смеется. И в благодарном зале — общий смех.
Шоу продолжается.
Поставить на поток
Эксплуатация родительского умиления породила целую индустрию. Детские шоу прописались в школах (об этом колонка Маши Трауб на с. 31), проводятся в городах и регионах, захватили интернет. От Калининграда до Владивостока как грибы после дождя открываются детские студии и мастерские, которые обещают и к школьным мероприятиям подготовить, и для ТВ-съемок "избавить ребенка от зажимов и стеснения, поработать с его речью и дикцией, раскрепостить психологически и физически". Плата варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за занятие. Спрос бешеный: ведь местные телеканалы активно берут на вооружение федеральные форматы и уже снимают свои шоу детских талантов по всей стране.
Отдельная история — интернет. Телеканалы разводят бурную активность в соцсетях. Выкладывают новые выпуски шоу. Проводят конкурсы среди пользователей, к примеру, на самого внимательного зрителя, а еще обязательный ход — голосование за конкурсантов. Зрители оставляют комментарии, часто восторженные, умиляющиеся "деткам". Мамы юных участников благодарят. Тут же встают на дыбы комментаторы, которые учат родителей, как правильно воспитать ребенка, чтобы он не стремился попасть в зомбоящик... А каналам от этого что? Да понятно что: клики, реклама, выскакивающая при просмотре видеоэпизодов, рейтинг и доход.
Шоу продолжается.