Автозаводы дают задний ход
Октябрь похоронил прогноз о стабилизации петербургского автокластера
Петербургские заводы продолжают наращивать свою долю в общем объеме автомобильного производства в России. С начала года выпуск новых авто в городе года дорос уже до 25,2% от числа всех собираемых в стране автомобилей. Но в абсолютном выражении выпуск машин падает: по самому оптимистичному сценарию, он будет ниже прошлогодних результатов на 5%. Таким образом, надежды правительства Петербурга на повторение прошлогодних результатов отрасли не оправдаются, а отчисления в городскую казну от налога на прибыль могут упасть.
Автомобильная промышленность Петербурга продолжает сопротивляться схлопывающемуся с конца 2014 года российскому рынку. По итогам октября совокупный объем производства трех городских заводов — Nissan, Toyota и Hyundai — упал на 4% по сравнению с октябрем прошлого года. Результаты предприятий с начала года оказались ниже, чем за январь — октябрь 2015 года, на 9%: с конвейеров сошло 229,8 тыс. легковых авто.
Несмотря на негативные в целом результаты производства, петербургский автокластер продолжает оставаться одним из крупнейших центров автомобилестроения в России, и даже наращивает свою долю в структуре отрасли в стране: за десять месяцев заводы города выпустили 25,2% всех новых автомобилей в России. Год назад доля автокластера при 251,3 тыс. выпущенных авто составляла 22,8% от общероссийского автопроизводства.
Относительный успех заводов Hyundai, Nissan и Toyota можно объяснить популярностью азиатских брендов в России и верно выбранной маркетинговой стратегией. Так, в конце прошлого года Nissan заменил в своей производственной линейке седан бизнес-класса Teana на кроссовер Qashqai, Toyota этим летом приступила к сборке RAV4, а Hyundai запустил производство модели Creta. Заводы начали производство кроссоверов из-за относительно устойчивого спроса на российском рынке в этом сегменте. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за три квартала текущего года лучшие продажи показывали модели масс-сегмента Hyundai Solaris (74 079 проданных авто) и KIA Rio (71 225), в затылок им дышит российская LADA Granta (70 437). В десятке наиболее популярных моделей находятся модели Toyota — RAV4 (26 229) и Camry (23 683). Nissan Qashqai (14 904) и X-Trail (14 802) находятся на 20-м и 21-м месте, а Hyundai Creta занимает 23-е место (13 113 реализованных в России машин). Таким образом, из девяти выпускаемых в городе автомобилей только Nissan Pathfinder и Nissan Murano не попадают в топ-25 продаваемых в России авто.
Генеральный директор аналитического агентства "Auto-Dealer-Спб" Михаил Чаплыгин прогнозирует, что к концу года производственные показатели петербургских автозаводов будут ниже, чем год назад. "Успехом для петербургского автопрома в этом году станет сокращение производства машин на 5%. Но при нынешних объемах даже такой результат выглядит оптимистичным", — считает эксперт.