"Получается, богатый человек – это социальное зло"
Минфин не обсуждает новую инициативу по изменению шкалы налога на доходы физических лиц. Об этом ТАСС сообщила пресс-секретарь министра финансов Светлана Никитина. По ее словам, министерство считает возможным вернуться к этому вопросу не ранее 2018 года. В понедельник вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство обсуждает введение прогрессивной шкалы НДФЛ в рамках программы борьбы с бедностью. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Дризе считает, что правительство пытается популистскими лозунгами замаскировать непопулярные меры.
Правительство продолжает искать деньги для бюджета. После жарких обсуждений возможного введения налога на тунеядство решили вернуться к доходам физических лиц. Как и в случае с тунеядцами, намерение повысить налоги для всех работающих подается не как непопулярная мера, а наоборот: теперь это забота о бедных слоях населения. Для последней категории могут и вовсе отменить подоходный сбор.
Сразу возникает естественный вопрос: кого в России считать бедным? По данным ВЦИОМ, россияне называли минимальным доход в 20-25 тыс. руб. на семью в месяц. Эти цифры близки к официальному прожиточному минимуму на 2016 год. То есть 20 тысяч — вообще ничего не платишь, а дальше — по прогрессивной шкале.
Кого, в таком случае, считать богатым? По данным социологов, богатым россияне называют человека с окладом в 500 тыс. рублей в месяц.
У политиков своя математика. Кто-то говорит о двух миллионах, а кто-то — о 120 тысячах. Цифры сильно разнятся.
Понятно, что чем выше налог, тем меньше желания его платить. Чиновники признают, что после введения прогрессивной шкалы следует ожидать буквально всплеска массовой бедности. Число желающих перейти в эту категорию возрастет в геометрической прогрессии. Иными словами, зарплаты уйдут в тень. И с этим согласны, в частности, действующий и бывший руководители Минфина — Антон Силуанов и Алексей Кудрин соответственно.
Сюда же можно добавить, что подоходный налог в 13% всегда считался одним из главных достижений так называемых путинских реформ 2000-х — таким образом удалось практически полностью победить "серые" зарплаты. Но даже это не главное.
Суть в том, что сугубо экономическая тема перешла в разряд политических спекуляций. Многие в партии власти и системной оппозиции фактически требуют наказать богатых – обложить их повышенным налогом. Получается, богатый человек – это социальное зло.
С точки зрения популизма – тема выигрышная. Понятно, что бедных больше, а богатых не любят. Такие вещи как экономика и инвестиционный климат здесь вторичны.
Правительство также нашло идеологическое обоснование избавления граждан от лишних денег. Теперь это не повышение налогов, а установление социальной справедливости. Под это дело можно многого добиться.