Сбор с отходов

Наталия Нехлебова о новом экологическом налоге

Следующий год объявлен годом экологии. Страна его отметит новым видом отчислений в казну с производителей товаров — экологическим сбором

Ценное сырье ржавеет на свалках

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

В наступающем году производители и импортеры товаров впервые заплатят экологический сбор за утилизацию упаковки и утративших потребительские свойства вещей, введение которого было утверждено в 2016 году. Предполагается, что собранные средства будут направляться на развитие региональных программ в области обращения с отходами, которые территории должны были подготовить и в 2017 году начать реализовывать. В соответствии с поправками в закон "Об отходах производства и потребления" производители получают выбор: либо платить экосбор, либо самостоятельно реализовывать так называемую расширенную ответственность производителя, организовывая утилизацию своих отходов, либо заключать договор с уже существующим оператором. Кроме того, вводится запрет на захоронение отходов, в состав которых входят "полезные компоненты, подлежащие утилизации". По мысли Минприроды, эта мера должна направить поток использованного картона, пластика и алюминия на организованные производителями пункты сбора и переработки. Все это вместе взятое, как надеются энтузиасты нововведений, существенно изменит экологическое будущее страны.

Теоретически позитивные перемены именно такой эффект и должны дать. Но в жизни все гораздо сложнее.

— Введение очередного платежа — это дополнительная нагрузка на бизнес, которая в совокупности отражается на стоимости продовольствия,— говорит Дмитрий Востриков, директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз".— Например, бизнес уже платит сбор за негативное воздействие на окружающую среду, который обходится ему в 25-30 млрд рублей в год, а также сборы за проведение государственной экологической экспертизы.

Намек прозрачен: введение новой повинности повлечет за собой рост цены на продукцию. Насколько ощутимым он будет, производители сказать не могут. Сбор обсуждался несколько лет, и в итоге бизнесу удалось снизить изначальные ставки в несколько раз. На старте "процесса" цена конечного продукта, полагают они, увеличится незначительно, но с каждым годом ставки будут расти.

— Все в компаниях озабочены тем, что делать с новым сбором,— рассказывает директор по коммуникациям и взаимодействию с органами государственной власти ассоциации "РусБренд" Екатерина Астафьева.— Много непонятного. Пока неясно: дешевле платить или утилизировать самим. В следующем году нормативы, по которым рассчитывается экологический сбор, вырастут, а для некоторых производителей появятся впервые. И, конечно же, это будет отражаться в цене.

Экологический сбор будут обязаны платить производители хозяйственных, санитарно-гигиенических изделий, туалетных принадлежностей, шин, нефтепродуктов, изделий из резины, производители компьютеров, электронной техники — всего 36 позиций. А также все те, кто пакует свои товары в бумагу, пластик и стекло. Самая высокая ставка на аккумуляторные батареи — 33 476 рублей за тонну. Высокая ставка и у производителей бытовой электронной техники — 26 469 рублей за тонну. За бумажную упаковку — 2378 рублей за тонну, пластмассовую — 3844 рубля, стеклянную — 2564 рубля.

На старте "процесса" цена конечного продукта увеличится незначительно, но с каждым годом ставки будут расти

Например, компания Efes Rus предполагает, что заплатит в следующем году около 60-70 млн рублей экологического сбора. Минприроды ожидает, что всего соберет от 2 до 6 млрд рублей.

Такие ожидания профильного ведомства пугают бизнес не на шутку: уж очень похоже на спускаемый директивно "план по валу", а ведь многие компании до сих пор не могут толком посчитать, сколько им суждено платить при введении новации.

По словам Екатерины Астафьевой, если экологический сбор действительно пойдет на изменение экологической ситуации, производители в целом готовы платить. Но дело в том, что реализация территориальных и региональных программ по обращению с отходами — на них и должны были пойти средства экосбора, отложена на 2 года. И у Минприроды, предполагают эксперты, нет пока четкого плана, как тратить эти средства. Поэтому вопрос "куда пойдут наши деньги?" тревожит многих.

— Закон предполагает экономическое стимулирование новых подходов в сфере утилизации отходов,— говорит Антон Гуськов, директор по связям с общественностью компании РАТЭК, объединяющей крупнейших участников российского рынка электроники.— С точки зрения производителя все-таки выгоднее утилизировать самостоятельно — и экологически, и экономически. У нас идет работа по созданию системы коллективной ответственности за утилизацию среди некоторых компаний. Но проблема в том, что мы при всем желании не можем действовать самостоятельно. Ключевой вопрос — процесс самого сбора отходов электроники. Но тут возникает проблема получения лицензии на сбор и утилизацию, а лицензии привязаны к кодам, которые описывают тот или иной вид отходов. Но для электроники они в основном отсутствуют.

В Европе подавляющее большинство производителей утилизируют отходы сами — так дешевле. И денежная выплата в зарубежной практике существует — как штраф. Приоритет понятен: главное утилизация, а не "заплати государству". "У нас же логика выстроена по-другому",— замечает Екатерина Астафьева. Подавляющее большинство будет платить, потому что у нас нет вообще никакой системы обращения с отходами. Нет выстроенного рынка лицензированных и прозрачных компаний-операторов по утилизации. Нет заводов по переработке. И самое главное — нет раздельного сбора отходов. Сырье, годное для переработки, невозможно вытащить из общей массы отходов. То есть производитель должен сам все как-то организовать.

Потребителю к этой "простоте" надо быть готовым — отыграются ведь в конечном счете все равно на нем...


Экспертиза

Смена модели

Проблема отходов в России колоссальная. На полигонах уже захоронены миллиарды тонн и ежегодно образуются десятки миллионов. Наша политика по отходам многие десятилетия была такой: "мы складируем на полигоне, а потом, может быть, разберемся". И Япония, Америка, Швеция, где утилизируется большая часть мусора, по сравнению с нами другая вселенная. И теперь вот мы хотим перейти от своей модели обращения с отходами на модель более современную, где есть возможность утилизации. Введение экологического сбора может эффективно работать на благо экологии при нескольких условиях. Если есть сортировка, перерабатывающие производства и логистика к ним. Но это требует колоссальных инвестиций. И эту инфраструктуру предполагается создавать на средства сбора. Бюджетные деньги освоят, конечно, но будет ли это полезно? Уже есть опыт: одному очень крупному полигону по захоронению отходов были выделены 2 миллиона рублей на создание двух сортировочных линий. Их поставили, но запускают только, когда к ним приезжает проверка. И отсортированный мусор никуда не вывозят. Потому что его негде перерабатывать. Поэтому должна сразу создаваться все цепочка — сбор, логистика, сортировка, переработка. Но если взять, например, переработку макулатуры... В условном Урюпинске нет возможности превратить использованную бумагу во вторичную бумагу. Куда ее девать? Везти за тридевять земель? Это все требует серьезной проработки.

Хватит ли средств от экологического сбора для столь масштабных задач? Кроме того, будет ли он действительно направлен на решение экологических проблем? Ведь как планируется — сначала собрать несколько миллиардов, а потом решать, на что их потратить. Мне представляется, что при таком подходе в первую очередь будут обслуживаться интересы тех, кто хочет собирать деньги, а вовсе не тех, кто хочет решить экологическую проблему. Легко взять и запретить захоронение отходов. Но миллионы тонн образуются, и куда их девать, если не захоранивать? Это же не решено. Кроме того, большая часть отходов — это промышленные отходы. Например, от добычи полезных ископаемых. Что с ними делать — не понятно. Самый простой путь утилизации, который не требует масштабной работы,— сжигать. Это в принципе тоже утилизация. Переработка в виде энергии. И у нас есть опасность выбрать этот легкий путь, но он может оказаться экологически катастрофическим. Но планы по строительству мусорсжигательных заводов возникают постоянно.

Чтобы понять, как будет работать экологический сбор, было бы разумно начать с отработки механизма решения проблемы в пилотных регионах. Проверить, что работает и как это эффективно, и потом уже тиражировать. А так экологический сбор введен, а эффективного опыта нет. Так можно показывать картинку красивого экологического будущего в развитых странах и под это собирать деньги, но никогда не прийти к этой картинке в реальности.


Цифры

Оплата окружающей среды

Какие страны тратят больше всего на экологию

Показатель приведенного индекса формируется на основании данных об экологических налогах, штрафах и льготах для производителей за использование "зеленых технологий".

Источник: KPMG Green Tax Index


Детали

Деньги на мусор

Европейские производители предпочитают утилизировать отходы сами

Сколько стоит утилизация для производителей в разных странах (в млн. евро)

Источник: Европейский институт окружающей среды (Австрия)


Брифинг

По нашим оценкам, по ряду продуктов эта плата в рамках экологического сбора будет от доли процента до полпроцента. То есть на самом деле с учетом гибкости, эластичности цен, как говорят экономисты, скорее всего, бизнес не должен особо почувствовать это на данном этапе. С другой стороны, мы должны довести платежи до уровня, по которому бизнес должен быть мотивирован самостоятельно перерабатывать отходы, то есть не выбрасывать, не формировать отходы, а создавать инфраструктуру по переработке, по вовлечению во вторичный оборот этих отходов.

Источник: "Коммерсантъ"


Есть негативный опыт внедрения экологического сбора на автотранспорт. Сумма была собрана вполне существенная. В планах было собирать порядка 70 млрд рублей в год, и план вполне сошелся с реальностью. Но эти деньги так и зависли в бюджете или же были перераспределены на другие нужды. Почему? Потому что не было четкого алгоритма, на что тратить. Не была создана инфраструктура для инвестирования этих средств.

Источник: ВЭДсервис


Я положительно оцениваю идею возложить на производителей плату за переработку в первую очередь упаковки. Такая система позволит создать рынок вторсырья. По существу, мы сейчас возвращаемся к тому, что было в СССР. Например, почти половину стоимости бутылки молока составляла возвратная тара. То есть вместо уплаты экосбора производители могут стимулировать потребителей сдавать упаковку.

Источник: Агентство правовой информации


Вся лента