Техника как искусство
Марина Прохорова о рождении современной моды из традиции и ремесла в мастерских Chanel
Chanel принадлежат 11 мастерских Metiers d'Art, их труду посвящаются все межсезонные демикутюрные коллекции бренда. При этом мастера Metiers d'Art, разумеется, работают и над от-кутюрными коллекциями. Своей долгой успешной жизнью ремесленные традиции обязаны сложным технологиям, исключительным архивам — и людям, которые умеют делать виртуозные вещи
В мастерских Metiers d'Art, принадлежащих Chanel, работают счастливые люди, получающие удовольствие от своей работы. В принципе это нормально — трудоемкое классическое ремесло требует терпения, таланта — и большой любви. Это особенность не только мастерских Metiers d'Art, но и всех ремесленных мастерских.
Что объединяет работающую с перьями и искусственными цветами мастерскую Lemarie, создающую плиссировки мастерскую Lognon и ателье шляп Maison Michel? Они похожи на французскую кулинарию. Для того чтобы сохранить форму шляпок, лепестков у камелий и сложнейших плиссировок, их консервируют прессом и температурой, практически запекают под спудом. При создании цветов из ткани, кожи и перьев помимо горячей формы в мастерской Lemarie еще применяют специальные пропитки (их состав держат в тайне, но, судя по всему, он не сильно изменился с 1880 года, когда эту мастерскую основала модистка Пальмир Койетт). Здесь расшивают перьями ткани для платьев от-кутюр, а еще делают искусственные цветы — и знаменитые шанелевские камелии, и цветы для коллекций других марок. Кроме того, именно в Lemarie делают ленты, оборки, шелковые лацканы для смокингов Dior, Balenciaga, Givenchy, Hermes, Yves Saint Laurent, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Valentino, Rochas, Nina Ricci, Marc Jacobs — вообще-то для всех, кому это нужно.
А вот фантастические круговые и спиральные, плоские и объемные плиссе и гофре Lognon создаются без всяких закрепителей. Технология мало изменилась с тех пор, как в 1946 году эту мастерскую основал Жерар Лоньон, разве что форм гофре с тех пор стало больше, и они явно усложнились. Натуральные ткани — от толстого твида до тончайшего шелкового тюля — укладываются в формы из сложенной как оригами толстой крафтовой бумаги, а потом запекаются в печи. Результат стойкий, и при этом свойства натуральных тканей не нарушаются. Самая сложная часть работы — у художницы, которая конструирует по эскизам модельеров и затем создает шаблоны для гофрированных тканей. Раскладка же ткани требует огромной тщательности и твердых сильных рук, так что здесь работают в основном молодые мастерицы и мастера — в последнее десятилетие молодежь вообще с удовольствием приходит учиться и работать в школы при Metiers d'Art и затем в мастерские.
Шляпы и шляпки, конечно же, тоже запекаются для того, чтобы закрепилась созданная вручную на шляпной болванке форма. Основанное еще в 1936 году Огюстом Мишелем ателье стало страшно модным в конце 1960-х, когда сюда пришли работать модисты Пьер и Клодин Дебар. Сначала их футуристические шляпы из шитой соломки заметил Пьер Карден, а потом и другие фэшн-дизайнеры. Сейчас шляпная мастерская создает головные уборы практически для всех парижских модных домов (конечно, и для Chanel тоже), и кроме того, работает для частной клиентуры. Но попасть в число их заказчиков сложно — очень много постоянных клиентов.
Частные клиенты, среди которых сегодня довольно много русских, делают заказы и в уникальной обувной мастерской Massaro. Знаменитых мастерских, где вручную делают на заказ мужскую обувь, полным-полно. Во многих из них делают и обувь для женщин — но это, как правило, модели, мало отличающиеся от мужских. В Massaro же, напротив, мужскую обувь стали шить только с 2008 года, а мастерская работает с 1894-го. Внук основателя мастерской Раймон Массаро в 1957 году придумал для Габриэль Шанель знаменитые двуцветные туфли с черным отрезным носиком, и с тех пор началось сотрудничество этого ателье и Chanel. Принципы работы с клиентами, приемы создания форм и набор технологий у Massaro в принципе те же, что и у большинства мастерских, производящих обувь ручной работы. Разница в том, что Massaro работает с очень широким диапазоном материалов и моделей. Все виды кожи и тканей, любые по степени сложности каблуки и отделка, работа конструкторов, ведь обувь — это в своем роде сложное инженерное произведение, а не просто украшение. Туфли и сапоги без каблуков, но заставляющие держаться на носочках, которые мы видели в последних коллекциях Александра Маккуина, а теперь постоянно замечаем на ногах певицы Леди Гага, делают именно здесь. И еще у Massaro фантастически интересные архивы со старинной обувью.
Потрясающие архивы с вышивками для Эльзы Скьяпарелли, Мадлен Вионе, Жанны Ланван хранятся и в вышивальной мастерской Lesage. Мастерская названа в честь купивших ее в 1924 году Мари и Альбера Лесаж, но вообще-то существует с 1858 года: здесь делали вышивки еще по заказам Фредерика Ворта. Эти исторические вышивки очень интересны и сами по себе, но для клиентов Chanel, а также таких гран-марок, как Christian Dior или Louis Vuitton, наибольший интерес представляет невероятное качество сложнейших вышивок Lesage в уникальной лесажевской технике. При мастерской с 1992 года открыта школа — и это очень важно, потому что позволяет мастерству сохраняться и процветать. Самое удивительное у Lesage — техника расшивки ткани бисером, пайетками и чем угодно, вплоть до скорлупок желудей и створок ракушек. При этом нитью захватывается исключительно основа ткани — так что даже тяжелые плотно нашитые бусины не заставляю ткань провисать и деформироваться. Для большей тщательности ткани расшивают с изнанки, практически на ощупь — овладевшие этой сложнейшей техникой мастерицы совершено не стягивают ткань, и все получается идеально. А еще ведь надо не просто соблюдать сложный узор, но и подбирать бисер и стеклярус по цвету с тончайшими переходами градуировки. В общем, это очень кропотливая художественная работа.
Сохраняя свои архивы, открывая школы, работая на разные модные дома, мастерские Chanel помогают писать историю моды и обеспечивают преемственность и жизнь традиции прекрасных ремесел, Metiers d'Art.