Техника как искусство
Марина Прохорова о рождении современной моды из традиции и ремесла в мастерских Chanel
Chanel принадлежат 11 мастерских Metiers d'Art, их труду посвящаются все межсезонные демикутюрные коллекции бренда. При этом мастера Metiers d'Art, разумеется, работают и над от-кутюрными коллекциями. Своей долгой успешной жизнью ремесленные традиции обязаны сложным технологиям, исключительным архивам — и людям, которые умеют делать виртуозные вещи
Мастерская Lesage
Мастерская Lesage
Мастерская Lesage
Мастерская Lesage
Мастерская Lemarie
Мастерская Lemarie
Мастерская Lognon
Мастерская Lognon
Мастерская Lognon
Ателье шляп Maison Michel
Ателье шляп Maison Michel
Ателье шляп Maison Michel
Мастерская Massaro
Мастерская Massaro
Мастерская Massaro
В мастерских Metiers d'Art, принадлежащих Chanel, работают счастливые люди, получающие удовольствие от своей работы. В принципе это нормально — трудоемкое классическое ремесло требует терпения, таланта — и большой любви. Это особенность не только мастерских Metiers d'Art, но и всех ремесленных мастерских.
Что объединяет работающую с перьями и искусственными цветами мастерскую Lemarie, создающую плиссировки мастерскую Lognon и ателье шляп Maison Michel? Они похожи на французскую кулинарию. Для того чтобы сохранить форму шляпок, лепестков у камелий и сложнейших плиссировок, их консервируют прессом и температурой, практически запекают под спудом. При создании цветов из ткани, кожи и перьев помимо горячей формы в мастерской Lemarie еще применяют специальные пропитки (их состав держат в тайне, но, судя по всему, он не сильно изменился с 1880 года, когда эту мастерскую основала модистка Пальмир Койетт). Здесь расшивают перьями ткани для платьев от-кутюр, а еще делают искусственные цветы — и знаменитые шанелевские камелии, и цветы для коллекций других марок. Кроме того, именно в Lemarie делают ленты, оборки, шелковые лацканы для смокингов Dior, Balenciaga, Givenchy, Hermes, Yves Saint Laurent, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Valentino, Rochas, Nina Ricci, Marc Jacobs — вообще-то для всех, кому это нужно.
Мастерская Lemarie
А вот фантастические круговые и спиральные, плоские и объемные плиссе и гофре Lognon создаются без всяких закрепителей. Технология мало изменилась с тех пор, как в 1946 году эту мастерскую основал Жерар Лоньон, разве что форм гофре с тех пор стало больше, и они явно усложнились. Натуральные ткани — от толстого твида до тончайшего шелкового тюля — укладываются в формы из сложенной как оригами толстой крафтовой бумаги, а потом запекаются в печи. Результат стойкий, и при этом свойства натуральных тканей не нарушаются. Самая сложная часть работы — у художницы, которая конструирует по эскизам модельеров и затем создает шаблоны для гофрированных тканей. Раскладка же ткани требует огромной тщательности и твердых сильных рук, так что здесь работают в основном молодые мастерицы и мастера — в последнее десятилетие молодежь вообще с удовольствием приходит учиться и работать в школы при Metiers d'Art и затем в мастерские.
Шляпы и шляпки, конечно же, тоже запекаются для того, чтобы закрепилась созданная вручную на шляпной болванке форма. Основанное еще в 1936 году Огюстом Мишелем ателье стало страшно модным в конце 1960-х, когда сюда пришли работать модисты Пьер и Клодин Дебар. Сначала их футуристические шляпы из шитой соломки заметил Пьер Карден, а потом и другие фэшн-дизайнеры. Сейчас шляпная мастерская создает головные уборы практически для всех парижских модных домов (конечно, и для Chanel тоже), и кроме того, работает для частной клиентуры. Но попасть в число их заказчиков сложно — очень много постоянных клиентов.
Частные клиенты, среди которых сегодня довольно много русских, делают заказы и в уникальной обувной мастерской Massaro. Знаменитых мастерских, где вручную делают на заказ мужскую обувь, полным-полно. Во многих из них делают и обувь для женщин — но это, как правило, модели, мало отличающиеся от мужских. В Massaro же, напротив, мужскую обувь стали шить только с 2008 года, а мастерская работает с 1894-го. Внук основателя мастерской Раймон Массаро в 1957 году придумал для Габриэль Шанель знаменитые двуцветные туфли с черным отрезным носиком, и с тех пор началось сотрудничество этого ателье и Chanel. Принципы работы с клиентами, приемы создания форм и набор технологий у Massaro в принципе те же, что и у большинства мастерских, производящих обувь ручной работы. Разница в том, что Massaro работает с очень широким диапазоном материалов и моделей. Все виды кожи и тканей, любые по степени сложности каблуки и отделка, работа конструкторов, ведь обувь — это в своем роде сложное инженерное произведение, а не просто украшение. Туфли и сапоги без каблуков, но заставляющие держаться на носочках, которые мы видели в последних коллекциях Александра Маккуина, а теперь постоянно замечаем на ногах певицы Леди Гага, делают именно здесь. И еще у Massaro фантастически интересные архивы со старинной обувью.
Мастерская Massaro
Потрясающие архивы с вышивками для Эльзы Скьяпарелли, Мадлен Вионе, Жанны Ланван хранятся и в вышивальной мастерской Lesage. Мастерская названа в честь купивших ее в 1924 году Мари и Альбера Лесаж, но вообще-то существует с 1858 года: здесь делали вышивки еще по заказам Фредерика Ворта. Эти исторические вышивки очень интересны и сами по себе, но для клиентов Chanel, а также таких гран-марок, как Christian Dior или Louis Vuitton, наибольший интерес представляет невероятное качество сложнейших вышивок Lesage в уникальной лесажевской технике. При мастерской с 1992 года открыта школа — и это очень важно, потому что позволяет мастерству сохраняться и процветать. Самое удивительное у Lesage — техника расшивки ткани бисером, пайетками и чем угодно, вплоть до скорлупок желудей и створок ракушек. При этом нитью захватывается исключительно основа ткани — так что даже тяжелые плотно нашитые бусины не заставляю ткань провисать и деформироваться. Для большей тщательности ткани расшивают с изнанки, практически на ощупь — овладевшие этой сложнейшей техникой мастерицы совершено не стягивают ткань, и все получается идеально. А еще ведь надо не просто соблюдать сложный узор, но и подбирать бисер и стеклярус по цвету с тончайшими переходами градуировки. В общем, это очень кропотливая художественная работа.
Сохраняя свои архивы, открывая школы, работая на разные модные дома, мастерские Chanel помогают писать историю моды и обеспечивают преемственность и жизнь традиции прекрасных ремесел, Metiers d'Art.