С высокоскоростным не торопятся
ВСМ Москва—Казань запустят не раньше 2022 года
ОАО РЖД сдвинуло запуск высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань не менее чем на два года — на 2022-2023 годы. В монополии это связывают с дефицитом финансирования и уверяют, что проект будет сдан в эксплуатацию через четыре года после начала строительства. Но эксперты не исключают, что в дальнейшем запуск магистрали могут сдвинуть опять.
О переносе на 2022-2023 годы сроков запуска ВСМ Москва—Казань заявил вчера президент ОАО РЖД Олег Белозеров, его слова приводит "Интерфакс". Ранее датой ввода назывался 2020 год. Господин Белозеров отметил, что "активная работа по этому направлению не останавливалась ни на минуту", подготовка проекта в финальной стадии, в ближайшее время участок Москва—Владимир будет передан Главгосэкспертизе. В июне министр транспорта Максим Соколов предполагал, что при успешном завершении проектных работ строительство может начаться в 2017 году.
В ОАО РЖД уточнили "Ъ", что документация на участок до Владимира должна быть передана в Главгосэкспертизу уже в ноябре, после завершения технологического и ценового аудита. В компании отмечают, что по реализации проекта идет постоянное рабочее взаимодействие с правительством. Завершение строительства возможно через четыре года после начала строительных работ, добавляют в ОАО РЖД, пояснив, что из-за дефицита финансирования проекта в 2015-2016 годах начало стройки может быть перенесено на год — с началом коммерческой эксплуатации ВСМ в 2022 году.
Строительство ВСМ Москва—Казань (770 км, стоимость 1,2 трлн руб.) должно проходить по принципу концессии в два этапа: Москва—Нижний Новгород и Нижний Новгород—Казань. Планируется, что дорога в будущем станет частью ВСМ Москва—Пекин (стоимость 7 трлн руб.) и "Шелкового пути", который свяжет Китай с Европой и Ближнем Востоком. В 2017-2019 годах государство планировало выделить на ВСМ Москва—Казань 4,4 млрд руб., затем сумму урезали до 94 млн руб., а выпадающие деньги должно дать ОАО РЖД. Китай готов был дать 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы и $1 млрд — для второй фазы, а также предоставить кредит China Development Bank на 400 млрд руб. (см. "Ъ" от 4 мая). Интерес к проекту проявляет и консорциум "Немецкая инициатива" (НИ, объединяет Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и др.) (см. "Ъ" от 21 июля). Первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин 15 ноября говорил журналистам, что НИ предложил ОАО РЖД финансировать проект на сумму до €3,5 млрд. Сообщалось также, что для проекта ОАО РЖД создает рабочую группу совместно с железными дорогами Италии.
Пока, по информации "Ъ", правительство отправило проект ВСМ на доработку, чтобы перепроверить реалистичность базовых характеристик, в частности, объем пассажиропотока, стоимость и источники финансирования (см. "Ъ" от 10 ноября). В ОАО РЖД "Ъ" пояснили, что актуализированная организационно-правовая модель ВСМ может быть утверждена правительством после окончания проектирования и заключения Главгосэкспертизы.
Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает, что основная причина переноса — дефицит российских финансовых ресурсов и нежелание зависеть от одного инвестора. В проектах ВСМ сроки возврата вложений очень долгие, с чем и связаны риски, добавляет он. По его словам, при подготовке проектной документации всегда появляются новые факторы, которые чаще всего ведут к удорожанию проекта, а при нехватке ресурсов любое увеличение вложений требует проработки и понимания источников их покрытия. Эксперт предполагает, что это не последний перенос сроков, "все будет зависеть от определения источников финансирования и скорости реализации этапов проекта".