Ради инвестиций и против тарифов
Максим Орешкин назначен главой Минэкономики
Владимир Путин назначил главой Минэкономики Максима Орешкина, ранее занимавшего пост заместителя главы Минфина. Чиновник, который начал свою карьеру как макроэкономист в инвестбанках и в команде Антона Силуанова, в Минэкономики будет налаживать взаимодействие с Минфином. Владимиру Путину он пообещал бороться с главными структурными проблемами в экономике, среди которых сам он в первую очередь называет нехватку инвестиций и завышенные тарифы госмонополий. Коллеги и подчиненные господина Орешкина приветствуют его назначение, однако отмечают, что недостаток аппаратного опыта — чиновник проработал на госслужбе лишь три года — может вызвать потерю части полномочий министерства.
Владимир Путин назначил главой Минэкономики Максима Орешкина, до этого занимавшего пост заместителя главы Минфина. Господин Орешкин стал самым молодым министром в нынешнем правительстве: ему 34 года, он на месяц моложе главы Минкомсвязи Николая Никифорова. Опрошенные “Ъ” потенциальные коллеги господина Орешкина в Минэкономики восприняли новость позитивно, отметив специализацию нового главы ведомства в макроэкономике: в Минфине чиновник курировал макроэкономическое направление, до этого занимался аналитикой в «ВТБ Капитале» и Росбанке. Напомним, в «ВТБ Капитале», который выступает, в частности, инвестконсультантом правительства в процессе приватизации госпакета «Роснефти», также работала экс-глава Росимущества Ольга Дергунова.
«Классный макроэкономист, лучше которого я не знаю на рынке»,— охарактеризовал бывшего подчиненного глава Минфина Антон Силуанов, отметив, что ожидает улучшения взаимодействия своего ведомства с Минэкономики. «Это позитивная новость: Максим Орешкин — хороший и амбициозный специалист, он нацелен на изменения и формирование нового облика министерства»,— сказал “Ъ” занимавший пост врио главы Минэкономики заместитель министра Евгений Елин. «Я с удовольствием буду работать с новым министром»,— отметил он.
Напомним, ранее собеседники “Ъ”, знакомые с обсуждением кандидатур на пост министра, говорили о возможности реанимации идей Игоря Шувалова о слиянии Минфина и Минэкономики как раз в мягкой форме — в виде назначения главой экономического ведомства представителя финансового. В самом Минэкономики идея серьезной оппозиции уже не вызывала — конфликтная реформа госзакупок, начатая командой Алексея Улюкаева, может быть эффективнее в тесном взаимодействии с ведомством Антона Силуанова.
Сам новый министр на встрече с президентом назвал своей главной задачей на предстоящий год подготовку ключевых мер, которые позволят снять структурные преграды для роста экономики. В конце 2015 года чиновник подробно описывал свое понимание таких ограничений: «Главная диспропорция — это низкая доля инвестиций в ВВП. В настоящее время мы имеем долю инвестиций в ВВП порядка 17–18%, и очевидно, что такой уровень не позволит экономике расти выше примерно 1,5% ВВП»,— говорил он в ходе парламентских слушаний в Госдуме. Для решения этой проблемы и перехода к инвестиционному росту он предлагал добиваться снижения уровня госрасходов, которые сейчас превышают 40% ВВП, и снижать дефицит бюджета.
Еще одной проблемой, по его словам, является высокий уровень тарифов госмонополий. «Чем выше регулируемые тарифы, тем больше ресурсов из частного сектора распределяются в пользу естественных монополий, которые не всегда эффективно ими пользуются»,— отмечал чиновник (его предшественник Алексей Улюкаев при назначении на пост министра называл это основной структурной проблемой экономики РФ).
Также он отметил завышенный реальный курс рубля, с которым РФ жила последние несколько лет. «Единственный способ управления реальным курсом рубля — это больший объем сбережений бюджетным сектором, накопление резервным фондом и покупка валюты бюджетом. Только в таком случае можно обеспечивать стабильность реального курса рубля, который, конечно же, необходим для более качественного прогнозирования и построения бизнес-плана»,— говорил год назад господин Орешкин, констатируя, что «без структурных мер рост может остаться на очень низких уровнях надолго».
Чиновник поддерживает жесткую бюджетную и денежную политику Минфина и ЦБ, замечая, что «нельзя искусственно создавать экономический рост легкими рецептами, увеличивая бюджетный дефицит или предоставляя “дешевые” деньги от Банка России».
Впрочем, некоторые коллеги Максима Орешкина опасаются, что его молодость помешает ему в аппаратной борьбе: «Молодой министр — это хорошо, но отсутствие у него веса может привести к сокращению полномочий министерства: в условиях нынешнего перераспределения полномочий между ведомствами у нового министра экономики их могут отнять»,— сказал “Ъ” один из собеседников в экономическом блоке Белого дома.
Руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг в эфире “Ъ FM”: «Задача первая — что с экономикой делать? Ведь сейчас, я так понимаю, что "словно замерло все до рассвета", как в песне поется. А как добиться рассвета — это очень большая проблема. Много разных рецептов есть. Но, насколько я понимаю, и, в общем, пару раз встречался с Максимом Орешкиным, он даже у нас был аспирантом некоторое время, он человек, конечно, либеральных взглядов, это очевидно, но он, так сказать, без фанатизма, с человеческим лицом. Понимаете, здесь ведь много не только науки, может быть, меньше науки даже, здесь искусство еще важно, интуиция, это очень серьезное дело». Читайте подробнее
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в эфире “Ъ FM”: «Знаете, во-первых, невозможно было не назначить главу Министерства экономического развития. Традиционно по итогам послания президента дается список поручений, там главный ответственный — Минэкономразвития. Поэтому хорошо, как минимум, что у нас появился министр экономического развития. Второе — хорошо, что закончился конфликт Минэкономразвития и Минфина, который, на мой взгляд, был достаточно деструктивным. Третье — мы предсказывали этот тренд еще и год назад, и в недавнем докладе "Политбюро 2.0" мы снова об этом говорили — идет системная работа Путина по замене старой гвардии молодыми технократами». Читайте подробнее
Почему ЦБ призывает не ожидать от экономики видимых структурных сдвигов до 2019 года
Октябрьские отчеты аналитиков Банка России констатируют возвращение инфляции к траектории, обеспечивающей ее снижение до 4%, снижение нормы сбережений, восстановление потребительского спроса и возвращение волатильности рубля к докризисным уровням лета 2014 года. Восстановление экономики в ближайшие три года будет крайне медленным, а структурные реформы — незаметными с точки зрения результата, предупредила 14 ноября Госдуму глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Читайте подробнее
Мосгорсуд оставил под домашним арестом экс-министра Минэкономики Алексея Улюкаева
Мосгорсуд 28 ноября оставил под домашним арестом экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиняемого СКР в получении взятки в $2 млн. Бывшему чиновнику не разрешили прогулки, общение со СМИ и отправку статей в научные журналы. При этом из данных, обнародованных на заседании, стали известны новые подробности дела. Читайте подробнее